Достойные внимания факты о варгане
«Варган» (от лат. organum музыкальный инструмент) является одним из древних музыкальных инструментов, прошедшим через века и фактически не изменившим собственный внешний облик. Варган - это самозвучащий язычковый инструмент. У различных народов мира он известен под различными наименованиями. На варгане обычно исполняют классические национальные наигрыши, лирические и легкие танцевальные мелодии. Варган издает вибрирующие звуки, похожие на электрические, богатейшего тембра и спектра, от самых низких до самых больших. Кроме самого инструмента, в рождении звуков участвует человеческий организм: пальцы рук, органы дыхания, речи, брюшной пресс. В древности числилось, что игра на варгане прочищает сознание, крепит актуальную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Простота, даже примитивность устройства варгана и в то же время сложность игры на нем, его богатые, не раскрытые еще до конца способности позволяют нам именовать его инвентарем ХХI века.
История варгана — музыкального инструмента, существовавшего фактически на всех материках, уходит в глубь веков. Считают, что родоначальником варгана был лук, показавшийся в доисторические времена, в эру мезолита, примерно 9–12 тыщ годов назад: человеку было довольно упереть один конец лука для себя в нёбо либо в зубы, а другой в землю, и смертоносное орудие преобразовывалось в музыкальный инструмент, на котором игрались ударяя пальцами либо палочками по тетиве (традиция игры на тетиве, зажимаемой зубами и пальцами ног, сохранилась до наших дней у неких племен Центральной Америки). Правда, разновидность варгана была найдена, скажем, и в Австралии, где туземцы лука не знали вообщем.
Предком современного варгана был так именуемый пластинчатый варган. Для его производства бралась узкая, узенькая пластинка — шириной 1–2 сантиметра, длиной 10–15 см — и разрезалась повдоль, практически по всей длине, на три части. Последние части пластинки с обоих концов зажимались губками либо прижимались одной рукою к зубам, а по средней части — язычку — пальцами другой руки наносились удары. При колебании язычка появлялся бурдон — непрерывное звучание, а изменение формы резонатора (им служила ротовая полость исполнителя) давало тоны, из которых складывалась мелодия; высота основного тона зависела от толщины и длины пластинки и ширины ее „язычка“. Пока люди не знали железа, они изготовляли варганы из имевшихся в их распоряжении материалов; так, кеты, манси, нивхи, ханты делали варганы из кости, башкиры, казахи, туркмены предпочитали дерево, а китайцы — дерево и тростник.
Но вот появились железные варганы. Они сначала были похожи на пластинчатые, но равномерно видоизменились. Для большей выразительности звучания и усиления громкости к инструменту была добавлена железная рамка — дуга. Такие варганы стали называться дугообразными, либо дуговыми; конкретно им исполнители отдают предпочтение до настоящего времени. В этом случае губками зажимается дуга; язычком служит узкая железная пластинка с крючком на конце, крепящаяся к середине дуги и вибрирующая при защипывании ее пальцем.
К изготовлению варганов всюду относились очень трепетно. Независимо от того, из стального, бронзового, медного либо даже серебряного прутка ковался инструмент, это дело доверялось только самым опытным кузнецам. В текущее время наилучшими варганами в мире числятся инструменты якутских мастеров Гоголева, Бурцева, Готовцева и Михайлова.
Богатейшие традиции игры на варгане и производства этого инструмента существовали прямо до 30-х годов ХХ века у многих народов палеоазиатской группы (народы Севера и Далекого Востока), сохранивших обычаи первобытнообщинного строя. На Севере с незапамятных времен почитались три священные вещи: олень, огниво и бубен; варган числился „дамским“ аналогом бубна — не случаем у чукчей, коряков и других народов он именовался „зубной бубен“ („ванны-яяй“). Варган был неотъемлемым участником шаманских камланий вровень с бубном, а время от времени даже подменял его. Бубен открывал шаману путь в другие миры, варган же берег его — призывал духов-защитников, служил средством общения с ними (к слову, варган как средство передачи закодированной инфы в свое время интенсивно использовала сицилийская мафия). Многие из кузнецов, изготовлявших варганы, являлись родственниками шаманов (это сохраняется и в наше время).
У народов тюркской группы варганная музыка также имеет многолетние традиции. На местности Русской Федерации искусством игры на варгане обладают в Башкортостане, Хакассии, Якутии, на Алтае и в других районах, где сосредоточено тюркское население. Посреди народов бывшего СССР на варгане играют казахи, киргизы, узбеки и туркмены.
Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошедшего, а именно из-за его тесноватой связи с шаманизмом. Невзирая на это, старшие поколения смогли сохранить традиции игры на варгане и передать их своим детям и внукам. В конце 1960-х — начале 1970-х годов энтузиазм к варганной музыке вновь стал расти, что было связано с начавшимся процессом возрождения этнических культур, с новыми увлечениями эзотеризмом, шаманизмом, со рвением слышать естественные звуки природы. В конце концов, в различных странах на данный момент развивается энтузиазм к аутентичности выполнения — в том числе и народной музыки, как западной, так и восточной.
Республика Саха (Якутия) — один из основных глобальных центров производства варгана и игры на нем. Варган — хомус (тюрк. „музыкальный инструмент“) — тут считается инвентарем, способным передать любые людские чувства. Музыка основывается не на мелодии, а на выражении исполнителем собственных чувств, на проигрывании соответствующих настроений, имитации звуков природы, время от времени на лирическом повествовании — когда через варган проговариваются слова (этот прием именуется „говорящий варган“).
Возрождение в Якутии в 1970-х годах игры на хомусе вышло благодаря усилиям якутского исполнителя, неутомимого пропагандиста варганной музыки Ивана Алексеева. Он является научным сотрудником Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения АН Русской Федерации, спецом по экспериментальной фонетике, и гармонически соединяет научную работу с возлюбленным делом. Иван Алексеев — президент Интернационального центра варганной музыки (центр находится в городке Якутске; там же размещен уникальный Музей хомуса народов мира), кроме этого он известен как основоположник и солист ансамбля „Алгыс“ („Algys“). Основываясь на народном музыкальном творчестве, Алексеев сам придумывает музыкальные произведения для хомуса, принципиальное место в каких занимает свободная импровизация. Как ученый и как исполнитель, Иван Алексеев выделяет двенадцать главных приемов варганной игры: „ведущий“— звуки, образуемые только от движения язычка хомуса, при нулевой артикуляции органов речи и без вибрации голосовых связок; „гусиное пение“— обычное звукоподражание, кончик языка исполнителя прерывисто касается альвеол, твердого и мягенького нёба; „пение жаворонка“— язык вибрирует горизонтально в полости рта при наименьшем ее объеме; „нёбный“— звучание появляется прерывающимся движением нёбной занавески и задней части языка; „гортанный“— звуки, образуемые методом импульсных смыканий и размыканий горла; „губной“— звуки, возникающие при движении губ исполнителя, которые одномоментно касаются вибрирующего язычка хомуса; „высочайший“— звучание при наивысшем сужении всех артикуляционных органов, „маленький“— звучание при наивысшем раскрытии артикуляционных органов; „стаккато“— звуки, получающиеся при нажатии огромным пальцем левой руки на основание язычка хомуса у круглого ободка и упоре кончика языка в пластинку; „придыхательный“— звуки, возникающие при вдохе и выдохе исполнителя; „ударный“— пальцы правой руки ударяют по язычку на себя и от себя в разных композициях; „двухголосный“— сочетание прошлых методов, при котором рождается дополнительный призвук. Используя таковой обеспеченный арсенал приемов, хоть какой исполнитель может достигнуть особенной выразительности важных средств музыки — темпа, мелодии и гармонии. Сейчас в Якутии выступают на сцене сотки хомусистов и 10-ки ансамблей народной музыки, большая часть из их — ученики лауреата бессчетных республиканских, всесоюзных и интернациональных фестивалей Ивана Алексеева.
В республиках Алтай и Тыва многие варганисты соединяют игру на варгане с горловым пением, создавая на собственных выступлениях воистину магическую атмосферу. Как один из ведущих варганистов Алтая известен Болот Байрышев. Игре на варгане он научился от собственной бабушки, которая обычно игралась по вечерам, сидя у огня, и от дяди. Интернациональная карьера Болота Байрышев началась в 1992 году, когда он стал победителем музыкального конкурса „Глас Азии“; после чего он не один раз выступал с джазменом Джо Завинулом (Joe Zawinul) и другими музыкантами из Ямайки и США.
Посреди варганистов Башкортостана выделяется Роберт Загретдинов. Он научился играть на варгане — кубысе — от собственной мамы. Родился и вырос Загретдинов в малеханькой деревушке, длительно работал пастухом; вот тогда он начал имитировать окружающий его мир на кубысе. Для его игры приемлимо проигрывание голосов животных и других звуков природы (кстати, звукоподражательные характеристики варгана отыскали отражение в заглавиях инструмента у различных народностей: чуваши, к примеру, именуют варган „варам-туна“, что в переводе значит „комар“, киргизы — „комуз“, „майский жук“, эстонцы — „пармупилль“, „шмель“). Потом Загретдинов получил музыкальное образование и в течение 25 лет преподавал игру на аккордеоне. И в конце концов открыл отделение кубыса в Музыкальном институте Уфы. В 1991 году Роберт Загретдинов сделал электрический кубыс.
Традиции игры на варгане сохранились в Казахстане и Кыргызстане. Тут варган называют „темир-комуз“ („металлический комуз“). Говоря об узнаваемых варганистах Кыргызстана, нельзя не упомянуть педагога музыки Римму Мадварову, которая еще в 1971 году игралась на темир-комузе перед товарищами Брежневым, Ульбрехтом и Кастро на XXIV съезде КПСС; по ее словам, партийные фавориты 3-х государств были изумлены необычным звучанием инструмента. Римма Мадварова известна не только лишь как устроитель ансамбля „Керемет“ („Keremet“) и его солистка, да и как создатель нового способа нотной записи для темир-комуза.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела