Интервью: бас-гитарист Сергей Калачев
Посреди определенного круга российских музыкантов существует мировоззрение о том, что в "этой стране" музыкальных особенностей нет, и быть не может. Как иронически увидел один человек: "Нашим музыкантам творить некогда, - Столько работы! Столько работы!!!" К счастью, в действительности ситуация не так удручающая, - у нас есть люди, думающие, сначала, не только лишь и не столько о денежной стороне собственной деятельности, сколько о качестве и глубине собственного творчества. Нет, нет, поймите меня верно, - денежный нюанс это, непременно, очень принципиальная вещь для хоть какого исполнителя, - но я желаю сказать, что есть музыканты, в деятельности которых этот нюанс не перекрывает собой первичный творческий импульс.
Это ищущие, творческие (в настоящем смысле этого слова) люди, музыка которых является прямым продолжением их актуальных взглядов и убеждений, - коллективы, конкретно являющиеся носителями определенного типа культуры, а не просто набором не плохих исполнителей. И пусть эти коллективы известны не так обширно, как большая часть российских "звезд", но они имеют свою, довольно огромную, надежную и верную аудиторию поклонников, которые по-настоящему ощущают и понимают их творчество. Непременно, одним из таких обществ является "Farlanders" Инны Вожделенной. - Это конкретно та группа, в музыке которой соединилось и переплелось огромное количество творческих устремлений ее участников. - Коллектив, где каждый музыкант - творческая личность, работающая на общую идею, привносящая в музыку свою неповторимость и особенность. И броским примером этой особенности является бас-гитарист Сергей Калачев, либо же, как его знают многие, - Гребстель. Прошлый участник групп "Встреча на Эльбе", "Союз" и "Мисс" Сергей работает в составе Инны Вожделенной с 1994 года. В музыке этого коллектива звучанию его бас-гитары отведена большая, если не сказать определяющая, роль. Его бас звучит и как бас, и как клавишные, и как гитара, и как барабаны. - Чего стоит только концертный клубный проект "Для баса и вокала", в каком Сергей сопровождает Инне на бас-гитаре, создавая мультислойное музыкальное полотно с помощью лупов, имитируя одновременное звучание нескольких инструментов. За годы музыкальной карьеры Сергей Калачев по праву заслужил для себя репутацию реального творца, владеющего сильной музыкальной интуицией и большущим творческим воображением, - бас-гитариста с броским личным почерком и самобытным стилем игры.
В 2003 году коллектив Инны Вожделенной окончил запись нового студийного альбома "Вымыслы", который практически на деньках выходит на world music-лейбле Александра Чепарухина "GreenWave Records". Этот альбом, непременно, одна из самых неоднозначных и увлекательных работ группы "Farlanders", - новые идеи тут органично соседствуют с наилучшими находками прошлых записей. И, как обычно, игра Сергея Калачева на высоте!
- Сергей, 1-ый вопрос хоть и не очень суровый, но интересующий многих: Почему Гребстель? - Откуда у тебя такое необыкновенное прозвище?
- Это история по сути не такая уж и увлекательная. Лет 20 вспять, году в восемьдесят 5-ом, мы с одним моим знакомым занимались "словоблудием", - придумывали разные слова, а заодно прозвища друг дружке. У меня поначалу было прозвище Сергребстель (производное от имени Сергей), а позже Сер отлетело и осталось просто Гребстель. А почему конкретно Гребстель, я и сам до сего времени не знаю, - просто у моего друга вышла эта "коряга", которая ко мне так и привязалась.
- Как я знаю, свои занятия музыкой ты начал с игры на фортепиано…
- Да. С первого класса общеобразовательной школы я пошел обучаться также и в "музыкалку". А после ее окончания, в конце седьмого класса средней школы, мы с одноклассниками решили сколотить группу. Собрались вчетвером, и пошли в Дом Пионеров - записываться в Эстрадно джазовую студию. Мне тогда, помню, очень хотелось поиграть на синтезаторе, - пианино к тому времени уже, нужно сказать, "достало". За синтезатор меня, правда, так и не посадили, - педагог послушал нас, поглядел, я вроде школу музыкальную окончил, что-то умею, и усадил меня снова за пианино - импровизацию играть и т.д. Но мне все равно нравилось заниматься в этой студии, - там я познакомился со многими своими друзьями, с некими из которых, кстати, позднее играл совместно. А тогда, в студии, мы разучивали разные джазовые вещички, выступали на конкурсах. У нас был супер-преподаватель - Геннадий Александрович Корсаков, - человек, которого я считаю своим реальным и первым учителем. На его упражнениях всегда царила теплая и творческая атмосфера.
- А какую музыку ты тогда слушал?
- Поначалу я слушал, конечно, "Машину Времени" и "Воскресенье", а уже придя в эстрадно-джазовую студию вызнал таких музыкантов, как Чик Корея, Хэрби Хэнкок и др.
- Что все-таки подвигло тебя на занятия бас-гитарой?
- Это вышло подсознательно, как-то само собой. Мне всегда нравился маленький звук бас-гитары. И в один прекрасный момент что-то меня "торкнуло", я взял бас, вышел с ним в коридор во Дворце Пионеров и часа два там прозанимался. На последующий денек это повторилось, через один день снова, и так равномерно у меня стало получаться. Все стали гласить, что мне необходимо продолжать занятия. Управляющий разрешил взять один из басов домой, и так, равномерно, у меня произошел этот переход. Вообще-то я еще очень обожал барабаны, но тогда меня почему-либо потянуло конкретно в сторону баса.
Позже мы сделали группу, где я уже играл на бас-гитаре и пришло мне время брать инструмент посерьезнее "Рубин баса". В германском магазине "Лейпциг" как раз появились в продаже басы "Action", похожие на "Fender Precision", и моя бабушка купила какой-то из них ко деньку моего рождения. Это был шикарный подарок, - я уж как "жмахнул" слэпом по струнам, - там такое "железо"!
- Так означает ты начал занятия на бас-гитаре со слэпа?
- Да, - слэп я очень обожал в те времена. Ну и до сего времени люблю.
- Как тогда ты увлекся безладовым басом?
- Я услышал альбом Ника Кершоу, в одной из вещей которого бас-гитарист играл слэпом (снова же - слэпом) на безладовом басе. Меня так приколол этот звук, что я просто захворал безладовым звучанием. И кто-то из моих друзей произнес, что есть мастер, который, за маленькие средства, может поменять накладку на грифе инструмента. Мастер этот, но, жил в городке Люберцы, а я был с длинноватым хаером, и для меня ехать к нему в то время было равносильно самоубийству - это был самый разгар "междоусобных войн". В итоге я попросил собственных кратко стриженых друзей съездить и поменять накладку на моем "Экшине". За что им большущее спасибо.
- Что было после эстрадно-джазовой студии?
- После эстрадно-джазовой студии мне предложили попробоваться в группу "До-мажор", где управляющим был гитарист Андрей Сучилин, - позднее он был учеником самого Роберта Фриппа - факт заслуживающий внимания. Музыка Сучилина уже тогда была в духе "King Crimson", но тогда мне это не очень нравилось, - я походил на репетиции, поиграл, но так и не прижился.
- Твоим первым более-менее известным коллективом была группа "Встреча на Эльбе". Расскажи, пожалуйста, что это была за группа и что за музыка?
- Во "Встрече на Эльбе" уже был басист Антон Бобрышев, с которым мы решили испытать играть в два баса - он на ладовом, а я на безладовом. Но спустя какое-то время Антон от группы "откололся" и басовитом в группе остался только я. Основоположник "Встречи на Эльбе" вокалист Сергей Ломакин очень обожал группу "Николай Коперник" и так как музыку писал он, то и наша музыка была очень похожа на "Николай Коперник". Вернее ее, пожалуй, будет именовать нео-романтик. Если честно, мне в то время было принципиально не столько музыкальное направление, сколько компания людей, в какой я находился, - дружественные настроения и дух коллектива. С этой точки зрения, в "До-мажоре", к примеру, мне было не очень комфортно, а во "Встрече на Эльбе" были мои друзья, - я туда пришел с Миссом (перкуссионистом Владимиром Миссаржевским), с которым познакомился еще в эстрадно-джазовой студии. Мы остались и целый год, с конца 1988-го по конец 1989-го, игрались совместно. Делали какие-то разовые студийные записи, - из их позже составили сборник и выпустили виниловую пластинку. Правда, что это была за пластинка, как она называлась, и какие на ней были песни - я на данный момент уже не помню.
- Как ты попал в "Союз"?
- Клавишник "Альянса" Костя Гаврилов в то время играл в группе "Николай Коперник" совместно с гитаристом Костей Барановым (это очередной человек, с которым я познакомился и сдружился в эстрадно-джазовой студии). В итоге мы довольно тесновато общались с музыкантами "Альянса", и когда в 1989-м году от их ушли гитарист с басовитом, они пригласили к для себя нас - Костю Баранова, Володю Миссаржевского и меня.
- Как легким был процесс адаптации в новеньком коллективе?
- Очень легким. Все вышло само собой. Ведь кроме того, что мы были знакомы с музыкантами "Альянса", я пришел в группу со своими друзьями, что для меня, как я уже гласил, очень принципиально, - так как мне всегда было тяжеловато одному приходить в незнакомый коллектив. Так что мы сразу отыскали общий язык - подошли друг дружке без особенных заморочек.Это был бум популярности первого состава "Альянса", - песня "На заре" была в то время супер-хитом, - и нам тоже очень хотелось ощутить эту известность и популярность. Но так вышло, что практически сходу после нас в "Союз" пришла Инна со своими песнями, которые были совершенно в другом стиле. Так что того бума популярности мы задели совершенно малость, - началась работа над новым альбомом "Изготовлено в белоснежном".
- Еще до прихода Инны вами были записаны песни "Мать, укрой", "Штатские войны", "Погибели нет" и "В Петропавлоске-Камчатском - полночь". Это был магнитоальбом либо просто какие-то рабочие записи?
- Это были просто рабочие записи. Одна из их - песня "Погибели нет" - вошла в альбом "Изготовлено в белоснежном", а другие не подошли по формату. Они длительное время лежали на полке и были выпущены уже существенно позднее, года три-четыре вспять на сборном альбоме "Альянса". Кстати, существует очередной вариант "Погибели нет", - позднее мы переписали эту вещь на другой студии, с новейшей аранжировкой, но он никуда не вошел.
- Концепция альбома "Изготовлено в белоснежном" вырисовалась уже после прихода в "Союз" Инны Вожделенной?
- Снова же, все как-то само собой совпало. Игорю Журавлеву к тому времени тоже надоело "вторую-четвертую вколачивать", и мы подумывали о смене направления. У нас тогда был продюсер Игорь Замараев, - обладатель студии в Столичном Дворце Молодежи, - он то и привел к нам Инну. Гласит: "Послушайте. У нее очень достойные внимания песни". Инна зрела несколько вещей, и мы были очень удивлены, - так необыкновенное воспоминание они на нас произвели. И практически сразу стали их аранжировать и записывать. Нам всем это очень нравилось. В том числе Инне, - ведь когда она пришла в "Союз", то к творчеству этого коллектива относилась не прекрасно, а здесь была внезапно удивлена, что все так здорово и просто выходит.
Вообщем в этом, конечно, большая награда Игоря Замараева, - это он все "наладил". Мысль соединить Инну с "Альянсом" принадлежала ему, и это он в МДМ предоставлял нам базу и студию в примыкающей комнате, где мы могли репетировать и записываться в хоть какое время.
- Как происходила работа над аранжировками песен для альбома "Изготовлено в белоснежном"?
- Над аранжировками работали все совместно. База делалась на репетиции, а дорабатывали песни уже в студии. Самое главное было отыскать фактуру - ритмическую завязку барабанов, баса и гитары. Позже уже на это дело пробовался вокал, темки какие-то. Сергей Старостин тогда с нами в первый раз работал, - он привнес в музыку "Альянса" звучание фольклорных инструментов, - было очень здорово.
- Мне кажется, уже в то время звучание твоей бас-гитары стало большой составляющей при работе над аранжировками.
- Да, пожалуй. Мне ребята сами гласили: "Давай, выдай чего-нибудь этакого", и откуда у меня все это взялось, я не знаю, - пальцы сами стали ездить по грифу, - это необъяснимо. Время от времени, правда, когда я играл очень много, мне гласили: "Неплох. Это избыточное", - было и такое. Тогда я снова попробовал ладовый бас, - купил для себя 4 струнный "Ibanez", - поиграл на нем полгода и в конечном итоге решил возвратиться к безладовому инструменту. Тем паче что с приходом Инны началась музыка, в какой такое звучание было даже очень кстати.
К тому же, все в то время в "Альянсе" очень обожали музыку Мика Карна. Если ты в курсе, - он как раз на безладовом басе ездит по грифу, и никакого джаза в его игре нет, - у него полностью собственный музыкальный язык. И многие, кстати, ассоциируют мою игру с его. Мне он до сего времени нравится.
- А Жако Пасториус?
- Ты знаешь, еще меньше. Для меня музыка Жако очень джазово-ориентированная, а к джазу, если честно, душа у меня не особо лежит. Хотя, естественно, в свое время игра Пасториуса тоже очень очень меня вдохновила, - эти перкуссивные шестнадцатинотные фанковые полосы в "обезумевших" темпах, его сольные пьесы.
Я много "снимал" в то время: и Жако Пасториуса, и Мика Карна, - это два главных басовита, которые на меня воздействовали. Музыки, конечно, я слушал много, но "снимал", в главном, только этих 2-ух.
- На каких инструментах ты записывал "Изготовлено в белоснежном"?
- Записывался в главном на четырехструнной безладовой "Ямахе", которую мы, специально для записи, взяли у Леонида Гуткина - басовита "Автографа". Кое-что писал на собственном новеньком, неготовом тогда еще басе, - в то время я заказал для себя у мастера 5 струнный безладовый инструмент с нижней струной си. Основная партия в песне "Встаньте братья" была записана на 4 струнном ладовом "Джаз басе", а в средней части этой песни я играл на безладовом. Композицию "Далее" писал на четырехструнном "Washburn", - звукорежиссер студии МДМ тоже был басовитом, и одолжил на запись собственный инструмент.
- После записи альбома вы в течение пары лет ездили с гастролями. Планировалась ли новенькая программка, делались ли новые песни, записывались ли они?
- Да, года два мы с "Альянсом" гастролировали по стране. Тогда же, сначала 90-х годов, 1-ый раз съездили за предел - в Швецию, в Стокгольм. Как это было принято в то время, ездили по культурному обмену, - с нашей стороны поехал "Союз", а со шведской к нам - группа под заглавием "Alien". Что касается новых песен, то какие-то вещи делались, но они, к огорчению, не записывались. И так вышло, что с уходом Инны сначала1992 года "Союз" стал разваливаться, - все как-то разбрелись…
- Но вы, как я понимаю, фактически сходу сделали фанковый проект "Мисс". При этом костяк этой группы составили, снова же, музыканты "Альянса".
- Да, после чего мы с Игорем Журавлевым, Володей Миссаржевским и Владимиром Рябовым (который был самым первым барабанщиком группы "Союз" аж в 1982-м году) собрались сделать фанковый проект. Нам очень хотелось поиграть ритмичную, "фактурную" музыку и как-то само собой очень стремительно все вышло. К примеру, от первой репетиции "Мисс" до выхода виниловой пластинки "It's Up To You" прошло всего только полгода. Записали эту пластинку мы в 1992 году у Олега Сальхова на SNC Studio и в 1993 году выпустили ее на "Moroz Records". В альбом вошло 10 бодреньких фанковых песен. Вообщем мне очень нравится фанк, и я очень люблю играть такую музыку. Правда, снова же, главное чтоб в ней джаза было не сильно много.
- Неуж-то вам так просто было переключиться с 1-го стиля на другой? - Ведь музыка "Альянса" и музыка "Мисс" довольно различные. Кроме стилистической различия, была и другая, - песни "Мисс" представляли собой этакий задористый и безбашенный музыкальный "балаган", а музыка "Альянса" была более уравновешенной и глубочайшей.
- Снова же, все вышло совсем не сложно, само собой. Мы с Игорем Журавлевым всегда обожали подобные ритмические фактуры и всегда желали их играть. Но в "Альянсе" было другое музыкальное направление, и до конца воплотить это там не выходило. В "Мисс" же решили делать все так, как "катит". На самом то деле группа началась с шуточки. Мы еще без Игоря баловались с Володей Миссаржевским - желали сделать проект а-ля 70-е, - играть свои песни в духе той музыки, но с новыми "модными" ритмами. Я помню даже что-то пробовал петь. Но так вышло, что далее задумок дело у нас не пошло, и мы решили позвать Игоря Журавлева и "замутить" чего-нибудть с ним. Как-то на одной из репетиций Володя Миссаржевский, игравший ранее на перкуссии, рэпанул в микрофон несколько строк и мы решили: "Давайте попробуем чего-нибудть в таком ключе". Так Володя стал вокалистом. Решили - раз он фронтмен, то и группу назовем "Мисс".
- Как создавались песни этой группы?
- Да просто "валяли дурачины", джэмовали, отбирали самые достойные внимания фактуры и на их уже делали песни. Англоязычные тексты писал Володя Миссаржевский, правда, честно говоря, не знаю, как они были удачны и правильны по грамматике.
- На альбоме "It's Up To You" в песне "Baby x 2" если я не ошибаюсь, барабанщик малость лажанулся?
- Да, да! Есть таковой момент. Была какая-то "корявая" сбивка, но мы решили приколоться и бросить все как есть.
- Музыка "Мисс" по собственной задорности и, если можно так выразиться, "грувовому ядру" напоминала ранешний "Red Hot Chili Peppers". И это притом, что на басе ты играл в манере, довольно отличающейся от стиля Фли. - Ты использовал безладовый инструмент, что для схожей музыки - необыкновенное и оригинальное решение. Почему ты не стал играть на ладовом инструменте, более вписывающимся в фанковую концепцию? - Подумывал ли ты о его использовании?
- Все очень просто. На момент "Мисс" у меня был безладовый пятиструнный инструмент с верхней струной, и я так с ним свыкся, что ни о чем другом уже не помышлял. Ведь у безладового баса еще больше способностей. Ладовый же инструмент в почти всех качествах довольно ограничен. Хотелось, естественно, сначала этой "железки" в звуке, - было даже время, я подумывал о том, чтоб заказать для себя двухгрифовый бас (ладовый и безладовый). Но, взвесив все за и против, решил тормознуть на том, что мне поближе, и на данный момент, по прошествии довольно огромного количества времени, нисколечко об этом не жалею. К примеру, я играю слэп на безладовом инструменте, и хоть он звучит не так резко, как на ладовом, меня полностью устраивает.
- В 1993-м концерт "Мисс" проявили по телевидению в "Программке А", по этому, о группе тогда выяснило достаточно много людей по стране…
- Вправду, был таковой концерт. И с тем, как мы его сыграли, связана смешная история. - У Кости Баранова был знакомый янки, который делал кооперативный американо-русский рэгги-проект. Этому янки тут в Рф мы помогали записывать пластинку. В конечном итоге он собрался сделать несколько концертов в Штатах и пригласил неких из нас к для себя. Из-за этого мы с "Мисс" вообщем полтора месяца не собирались и не репетировали. Возвращаемся мы из Америки и нам предлагают, сразу на последующий денек выступить с "живым" концертом в "Программке А", - у их кто-то не сумел сыграть и нужна была срочная подмена. Так мы и отыграли этот концерт, фактически не репетируя.
- Но, скоро группа закончила свое существование. Что было предпосылкой ее роспуска?
- Невзирая на все плюсы, дела у "Мисс" развивались не очень удачно. Концертов было не достаточно, - клубная система тогда еще была не развита, - и у группы, за всегда ее существования было концерта три, ну и те исключительно в Москве. Плюс на радио и телевидении не прекрасно относились к английским текстам. Ну и самое главное, пожалуй, - после первой пластинки мы попробовали делать новые вещи, и пошли уже в различные стороны, - мы с Миссом желали играть что-то в духе традиционного фанка Джеймса Брауна, а Горыныча (Игоря Журавлева) тянуло в сторону андеграунда какого-то. И по собственной игре мы стали расходиться.
А через некое время после роспуска группы, в 1994 году Инна пригласила меня записывать пластинку "Водоросль", и так как я тогда был свободен, я согласился.
- Перед этим вы, правда, вновь собрались "Альянсом".
- Да. В 1994 году, когда мы с Инной уже работали над альбомом "Водоросль", Игорь Журавлев отослал пластинку "Изготовлено в белоснежном" во Францию на конкурс "Radio France International". Она получила там Гран-при, и нас пригласили принять роль в сборном концерте. Специально для этой поездки мы вновь и собрались "Альянсом". С нами ездил барабанщик Игорь Джавад-Заде. Но самое главное - поехали мы без духовых. Дедушка (Сергей Старостин), по личным причинам, в самый последний момент не сумел ехать, и на концерте во Франции Инне пришлось в неких песнях самой играть какие-то темки на флейточке. После возвращения из этой поездки и началась усиленная работа над альбомом "Водоросль".
- Понятно, что для альбома "Водоросль" сначало были изготовлены аранжировки, а уже позже было решено пригласить живых музыкантов. Как очень отличались записанные тобой в конечном итоге партии от того, что сначало было изготовлено аранжировщиком?
- Обычно, в начальных аранжировках басовых партий не было совершенно. Инна с Андреем Миансаровым просто записали на кнопках какие-то ориентировочные ритмические фактуры либо даже какие-то "картошечные" низкие нотки. Позже Инна отдала мне эти записи, и я дома уже под их придумывал разные басовые полосы.
- В песне "Сероглазый" тоже не было басовой полосы? - Мне кажется, в этой вещи почти все держится на басе.
- Инна принесла мне эту песню, записанную просто под гитару. Я снова же дома под нее выдумал бас, и вокруг этого уже все стало вертеться и развиваться.
- А "Колыбельная"?
- "Колыбельная" появилась позднее, в процессе работы над альбомом. У меня была басовая линия с флажолетами, я ее показал Инне, и уже на нее она сделала мелодию и текст.
- На каком басе ты записывал этот альбом?
- У меня тогда был пятиструнный бас с верхней струной до.
- Но на альбоме "Водоросль" есть уже и низкие нотки, к примеру в песне "Только с тобой" звучит нижняя ре…
- В этой песне я просто перестраивал нижнюю струну.
- Любопытно, как проходил процесс работы над самой записью альбома "Водоросль"?
- По сути все вышло довольно удивительно. Если разбирать по шагам, то поначалу на кнопках были изготовлены ориентировочные аранжировки. Позже я выдумал басовые партии, - мы пришли в студию, их записали, убрали клавишный бас. Позже на это дело уже записали живы барабаны (на записи играл Андрей Кобзон и одну песню - Игорь Джавад-Заде), убрали секвенсорные барабаны. Игорь Журавлев сыграл на гитаре одну либо две песни. Позже пригласили скрипача, арфистку, перкуссиониста, и равномерно все изначальные клавишные аранжировки стали выключать. И на самом деле это - совсем неверный подход, - отлично, когда все сходу с самого начала придумывается живыми инструментами. А здесь вышло, что барабанщик, к примеру, записывался уже на готовый бас и предварительные клавишные аранжировки.
- У альбома "Водоросль" все таки есть целостность и собственный соответствующий саунд. Но уже на последующем вашем альбоме "Иностранец" звучание коллектива здорово поменялось, и твоей бас-гитаре, как мне кажется, была отведена еще большая роль. В чем была причина такового хода? Это было сознательное решение либо это был естественный эволюционный процесс игры "живым" составом?
- Это был совсем естественный процесс. К тому времени мы уже стали репетировать определённым составом: Инна Хотимая, (вок., ак. гитара), Сергей Старостин (вок., кларнет и многие, многие российские народные духовые инструменты), который, кстати, и приносил в группу народный материал, Сергей Клевенский (кларнет и многие российские и не только лишь российские народные духовые инструменты), Павел Тимофеев (барабаны) и ваш преданный слуга. И так вышло что процесс рождения песен для альбома "Иностранец" начинался обычно с бас-гитарной фактуры. Я приносил какие-то свои "крючки", - более удавшиеся и понравившиеся всем задумки, и далее мы все совместно, начинали из их что-то делать. И до настоящего времени, так рождается большая часть наших песен… не все естественно, но большая часть, - я показываю какую-то идею Инне, и если она ей нравится, тогда уже мы несем это в группу. И еще, если гласить об альбоме "Иностранец", - тогда у меня появился шестиструнный бас, я начал работать с примочкой, - купил для себя поначалу микропроцессор Korg A4, а потом Digitech RP-20. И многие вещи родились также от этого: я стал использовать лупы, дилэй и т.д.
- "Обрядовая", как я понимаю, конкретно так и появилась?
- Совсем правильно. Я экспериментировал с дилэем.
- Также в "Иностранце" ты стал много играть аккордами…
- Да. Я люблю играть аккордами. К огорчению, бас не аккордовый инструмент. Потому, время от времени в аккордах, которые я играю, некие из нот, если можно так сказать, "непонятные". Но по звучанию они подходят, - это даже присваивает партии некую необычность.
- Посреди песни "Наберу травки" звучит бас либо это электрогитара?
- Это басовое соло. Электрогитары на альбоме нет вообщем, - Игорь Журавлев с нами тогда еще не работал. На концертах на акустической гитаре игралась Инна, в студии же некие гитарные партии записывал я, - в общем, приходилось всячески "выворачиваться". С приходом Игоря Журавлева в неизменный состав, в 2000-м году, некие мои партии мы разложили на два инструмента, чтоб не было нагромождения. К примеру, "Обрядовую" я стал играть без дилэя.
- В "Северных танцах" ты играешь легатную линию, очень напоминающую игру Леса Клейпула из "Primus"…
- Правда? Вообще-то "Примус" мне нравится, но у Клейпула я ничего не "передирал". В любом случае, это происходит, не так что: "Дай-ка, я на данный момент сделаю как у "Примуса". Просто ты сидишь ищешь что-то, что-то находишь. И иногда ты ощущаешь, что это припоминает кого-либо, но не можешь даже вспомнить кого. Я считаю, ничего ужасного в этом нет.
- Такое воспоминание, что песни "Через садик" и "Мак", если их слушать попорядку, - две части одной композиции. Это было изготовлено специально?
- Нет, не специально. Просто так вышло. Они вправду кое-чем похожи, обе такие плясовые русские-народные. На концертах мы их, естественно, стараемся попорядку не играть.
- В "Маке" ты играешь резвую "кантрушную" линию. Каким приемом?
- Это типа тэппинга. Правой рукою я извлекаю тэп-флажолеты на открытых струнах, а левой - тэппирую на грифе одиночные нотки либо интервалы.
- Расскажи, более тщательно про запись альбома "Иностранец".
- Альбом записывался в 1997 году в Голландии, хотя если быть четким, это Фрисландия. Там в одной деревеньке в бывшем здании школы находится довольно популярная студия под заглавием "Sing-Sing". Сделал ее югослав Милан Чирич, - в ней он живет и работает. Мы были недалеко, - в Бельгии, на фестивале в городке Гент. И наш продюсер Александр Чепарухин предложил записаться в этой студии, - ранее там уже записывались другие музыканты, с которыми он работает.
В общем, записали мы там материал для "Иностранца", и даже там его свели. Но сведение нам совершенно не понравилось, - все звучало очень агрессивно, барабаны на фронтальном плане. Почему так вышло? - Забавная история. Я тогда был любителем "Red Hot Chili Peppers", и когда звукорежиссер спросил, какие альбомы вам нравятся, - я ему, без всякой задней мысли ответил "Blood Sugar Sex Magic", - а он решил, что так должна звучать наша пластинка. И мы уже тут в Москве решили на ленкомовской студии альбом пересвести. Позвали "альянсовского" звукорежиссера Сергея Чеснокова, и сделали новое сведение.
- Как материал "Иностранца" был подготовлен к записи?
- Если гласить об основной фактуре, - барабаны, бас, гитара, - все партии были готовы, фактически до последней нотки. Духовики же у нас - люди импровизационные, и как они себя тогда "ощущали", так они на записи и сыграли. Хотя, естественно, у их в партиях тоже есть главные, обмысленные темы.
- Записывались совместно либо по отдельности?
- К огорчению, по отдельности. Это уже на данный момент мы приходим к выводу, что нам лучше записываться совместно. Более того, нашему коллективу вообщем лучше записывать концертные пластинки. Так как лишь на концертах у нас происходит тот кураж, который никогда не выходит воссоздать в студии.
- После выхода "Водные растения" в ваш адресок можно было услышать как раз оборотные упреки в том, что на концертах все звучит не так, как на студийной пластинке. Можешь ли ты что-то сделать возражение на это?
- "Водоросль" была чисто студийным альбомом. И когда мы после ее выхода стали репетировать "живым" составом, вещи естественным образом стали изменяться. Вот поэтому три песни с "Водные растения" были перезаписаны в других вариантах на "Иностранце". И вообщем, как я уже гласил, я считаю, что мы - концертная группа. Мне больше нравится то, что мы делаем "в живую". А играть нотка в нотку, как на пластинке, - нам всем это кажется неинтересным. Наши песни живут и изменяются, они не статичные и не мертвые.
- В твоей игре изготовлена большая ставка на звучание безладового баса. И если те же самые партии сыграть на ладовом инструменте, многие из их просто-напросто не прозвучат. Как очень твое мышление при игре на безладовом басе отличается от мышления при игре на ладовом?
- Очень очень. Я пробовал брать ладовый бас, пробовал на нем что-то играть, - но там никуда не "поедешь", слайд-флажолеты, как на безладовом, не "уведешь"…
- Кстати, как ты пришел к использованию слайд-флажолетов?
- Я пришел к этому сам, интуитивно. Хотя, конечно, это не мое изобретение.
- Ты нередко используешь и обыденные натуральные флажолеты. И, как я увидел, это в главном квартовые флажолеты. Почему ты так изредка используешь другие сочетания?
- Так как так устроен гриф инструмента. Это комфортно - ты одним пальцем зажимаешь несколько струн, и выходит аккорд. Я это делаю на слух, и о том, какие непосредственно при всем этом получаются нотки, я даже не задумываюсь, так как теорию при разработке композиции я, обычно, не использую совершенно. Ведь когда делаешь партию, об этом не думаешь, - это уже позже можно все разобрать и на теоретическом уровне сконструировать. Я же строю все на чувстве, интуиции и слухе, - что приятно и ложится на слух, то я и оставляю.
- Мне кажется, делая басовую партию, ты не просто "наигрываешь" какие-то полосы, а длительно ищешь окончательный и единственно вероятный вариант, равномерно вроде бы "моделируя" свою партию.
- Да, это так. Другой раз окончательный вариант рождается даже очень поздно, - когда все уже записано и сведено. Через некое время я начинаю переделывать партию, и очень жалею о том, что не записал ее на альбоме. Правда, я думаю, это у всех так. - Записал пластинку, позже начинаются концерты, репетиции, и думаешь: "тут избыточное, тут было надо так сыграть" и т.д. Так что к окончательному, более верному варианту я прихожу уже после записи альбома. К примеру, было три главных версии "Из под свет заря", - 1-ая на альбоме "Водоросль", 2-ая на "Иностранце" и 3-я (являющаяся синтезом первых 2-ух) - на концертном альбоме "Moments".
Как я уже гласил, мне очень любопытно работать со звуком. У меня традиционный набор обработок: хорус, дилэй, овердрайв, вау, компрессор. - Без компрессора я играть не могу, мне необходимо, чтоб звук длительно тянулся, чтоб был ровненьким и не "выстреливал". Я вообщем очень люблю, вроде бы это сказать… - более электронные звуки бас-гитары, а не традиционные, - я не люблю ламповые усилители, не люблю стандартные бас-гитары типа "Джаз бас" и "Пресижн". Мне нравятся активные, электронные, "резиновые" звуки бас-гитары, даже перекомпрессированные другой раз. Некие молвят, что я уже очень "задушил" собственный звук, - а мне этого звука как раз и охото. Другие молвят, что у меня не достаточно низа, - а я не люблю когда много низа, - мне не нравится, когда бас "гудит", - мне охото, чтоб звук был более определенным…
- Также ты наверное слышал упреки в собственный адресок: "Гребстель играет некорректно, - басист так играть не должен" и т.д.
- Вправду, я временами слышу и такие представления. Но мне не любопытно играть какие-то стандартные вещи, когда, если молвят "бас", то это значит только низкие фундаментные нотки и ничего больше. Я люблю экспериментировать. Некие люди также молвят, что я играю очень много, все заполняю, и другим ничего не остается. Но к этому всему я довольно просто отношусь, - если об этом мне молвят музыканты нашего коллектива, - я к ним прислушиваюсь. А мировоззрение со стороны… - сколько людей, столько и воззрений. Хотя, честно говоря, у меня "болезнь" играть много, и приходилось, ну и до сего времени приходится корректировать свои партии, чтоб не было перетягивания в сторону бас-гитары.
- Вы довольно много выступаете за рубежом. Расскажи про ваши более достойные внимания зарубежные поездки.
- Все началось с того, что нас отыскал продюсер Александр Чепарухин, - ему очень нравилась наша группа, и он желал с нами работать. В 1995 году он повез альбом "Водоросль" в Бельгию на WOMEX - каждогодную музыкальную world music ярмарку. В итоге, нами заинтересовались забугорные продюсеры, и песня "Далее" была включена в сборник "One World", выпущенный компанией "Putumaio". В 1996 году люди, занимавшиеся выпуском этой пластинки, решили устроить маленький промо-тур по нескольким городкам Америки и пригласили нас принять в нем роль. Мы ездили с очень увлекательными музыкантами: коллективами из Америки, Африки, Ирландии и др. В Вашингтоне игрались на фестивале "Денек защиты малышей", на площади перед Белоснежным Домом. Собралось 150 тыщ человек. Помню, было очень горячо, - просто нереально горячо, - около сорока градусов. У моего баса из-за этого "повело" гриф, струны легли на него, и я ничего не сумел с этим поделать, - вывернул анкер "на всю", но некие нотки все равно трещали. В Атланте мы выступали перед открытием олимпиады, - у нас было два концерта. Поначалу, в олимпийской деревне в 10 утра (!) был наш сольный концерт, - мы выступали, а люди, проходившие мимо, останавливались, слушали и шли далее. А потом был обыденный, общий со всеми коллективами концерт, на центральной площади городка.
В 1998 году после записи "Иностранца" мы выступали на WOMEX в Стокгольме, где наш коллектив увидело много продюсеров. После чего выступления Александру Чепарухину стало поступать много предложений насчет нас и мы стали нередко ездить по различным большим фестивалям, - в главном это были world music-фестивали.
Позже нам предложили сотрудничество германская компания "Yaro" и южноамериканская "Shanakie". Они выпустили у себя пластинку "Иностранец", и также стали предлагать нам маленькие туры и роль в разных фестивалях. С германцами мы сотрудничаем до сего времени. Кроме "Иностранца" они выпустили у себя наш концертный альбом "Moments" и временами, пару раз в год мы ездим с концертами по их приглашению. По сути забугорных поездок было настолько не мало, что всех и не упомнишь. За это мы, конечно, вынуждены огласить большущее спасибо Саше Чепарухину!
- Существует мировоззрение, что исполнять world music и вести образ жизнь современного (если можно так выразиться, среднего цивилизованного) человека - вещи не совместимые. Как стиль вашей жизни соответствует исполняемой вами музыке и олицетворяемой ей культуре?
- Мне кажется, что это мировоззрение неправильное. Как я только-только произнес, мы были на многих world music фестивалях и не увидели посреди участников каких-нибудь аскетов - отшельников, замкнутых внутри себя и собственной музыке. Они все - обитатели современных городов, образ жизни большинства из их ничем не отличается от образа жизни какого-либо рокера, джазмена либо даже панка. Так же и у нас. Не считая того, я бы не именовал нашу музыку полностью аутентичной, - этнос это только одна из составляющих в нашем направлении. А вообщем, я думаю, в дальнейшем энтузиазм людей к своим корням, к настоящей традиции будет только усиливаться.
- Где и когда была изготовлена концертная запись альбома "Moments"?
- Запись была изготовлена в Германии в городке Бремен (том самом!) в 2000 году. И вышло это совсем случаем. В той поездке мы приобрели небольшой двухдорожечный мини-диск, чтоб просто себе записывать концерты и прослушивать их позже. Записали серию концертов, и какой-то из них внезапно вышел так удачным и по игре, и по балансу инструментов, что мы собрались сделать мастеринг и выпустить концертную пластинку. В общем, то, что записано на этой пластинке - реальное живое звучание группы, взятое с 1-го концерта, не микшированное и не чищенное позже в студии, - запись изготовленная с пульта. Обычно, когда пишешься с пульта, инструменты очень изредка совпадают по балансу - что-то слышно больше, что-то меньше. А здесь, благодаря стараниям нашего звукорежиссера Ильи Хмыза, все вышло просто супер. Илья вообщем, уникальный звукорежиссер, я лично, таких больше не знаю. - Это человек по-настоящему чувствующий нашу музыку, - он делает нам таковой концертный саунд, что работать одно наслаждение. Сотрудничество с ним - для нас большая фортуна. Пластинка "Moments" была выпущена в 2-ух вариантах - российском и германском. Отличаются они по трём песням (в российском варианте нет 3-х вещей, которые есть в германском, и напротив) и по песни "Сестра", (на российской пластинке она взята с пражского концерта, записанного таким же образом).
- Что за инструмент, схожий на клавишные, звучит в песне "Под Киевом", также во вступлении и коде "До самого неба"?
- Это, снова же, бас. Я посиживал, экспериментировал. Отыскал звук, пришла гармония и из этого родилась песня. Кстати, "Под Киевом" очень приглянулась Питэру Гэбриэлю, - Саша Чепарухин с ним знаком, встречался и демонстрировал нашу пластинку.
- Как вообщем делаются аранжировки народных песен?
- Обычно, снова же, все идет от фактуры. На репетиции делается "завязка" и на нее уже накладывается мастерство Инны и Сергея Старостина. У Сергея большой фольклорный багаж - он в свое время много ездил в экспедиции, собирал материалы. Вел свою передачу "Глобальная деревня" на Русском канале.
- Как происходит процесс переаранжировывания старенькых песен? Ведь это не так просто взять закоренелую вещь, услышать в ней новые нюансы и начать поменять, перекраивать.
- Это было в главном ранее. На данный момент конфигурации в аранжировках старенькых песен происходят уже на наименьшем уровне, - кто-то что-то подкорректирует в собственной партии, а фундамент песни остается прежним. Если же гласить о том, как было ранее, то тоже - на уровне какого-то озорства, на репетиции кто-то что-то попробует. И если выходило любопытно, это оставляли.
- Твой стиль игры очень гармоничен и естественен - ощущается, что это конкретно Твой стиль. Как ты к этому шел? - Как сознательным либо безотчетным был этот процесс?
- Единственное, что могу сказать - мне хотелось быть не схожим на других, и я пробовал находить какие-то необыкновенные вещи. Даже невзирая на то, что я "снимал" Жако Пасториуса и Мика Карна, это продолжалось недолго, и скоро я закончил заниматься "съемом". По сути, в том, что у меня таковой стиль, я считаю, большая награда Игоря и Инны, создававших необыкновенную и самобытную музыку, - музыку, которая сама по для себя предполагала необычный и творческий подход. А вообщем, как я уже гласил, руки сами находили все эти необыкновенные партии - не поддающийся объяснению процесс.
- У тебя прекрасное чувство ритма и, в тоже время, твои партии очень мелодичны. Очевидный вопрос. - Что тебе первично - ритм либо мелодия?
- Непременно, ритм. Я считаю себя все-же "фактурным" басовитом. Соло импровизировать я, если честно, не умею. Если только обмыслить его и играть то, что уже выписано.
- Расскажи, пожалуйста, про проект "Для баса и вокала"?
- Есть такие клубы, в которые нас приглашают выступить, но в каких огромным составом играть нереально. И мы решили, как один из вариантов нашей концертной деятельности, сделать серию клубных концертов не полным составом. На неких концертах мы игрались только вдвоем с Инной, на неких втроем - с Игорем Журавлевым либо с Сергеем Клевенским. В главном в проекте "Для баса и вокала" я работаю с басовыми лупами.
- Можешь поведать подробнее, как ты это делаешь?
- Самое сложное - разметить кольцо. В обыкновенной примочке как? - ты надавил в первую долю, сыграл и где нужно выключил, - кольцо готово. А в Digitech RP-20 для тебя дается определенный просвет времени, в который ты должен уложиться. И чтоб ровно сыграть - попасть в ритм и не промахнуться - необходимо разметить это кольцо. С помощью дилэя, который у меня настроен специально по темпу песни, я поначалу делаю для себя типичный метрономчик - прописываю легкие лупы с помощью скребков по оплетке струны. При этом делаю так, чтоб это была подходящая мне пульсация либо размер. К примеру, у нас есть очень древняя песня на семь восьмых, - она так и именуется "7/8" (ее можно услышать на германском издании "Moments"), - играя ее без барабанщика, я так размечаю луп, что кольцо делится на размер семь восьмых. Потом я выключаю дилэй и поверх этой пульсации могу уже свободно играть и прописывать другие партии. К примеру, имитирую барабаны, прописывая перкуссивные звуки, "скречи", аккорды и т.д. Но, к огорчению, в Digitech нельзя поменять кольцо, - как его сделал, так и все. Потому на данный момент я планирую приобрести для себя также Loop Station RC-20, чтоб записывать уже несколько колец, ворачиваться и перебегать от 1-го к другому.
- На альбомах с лупами ты записывался?
- На новеньком альбоме "Вымыслы" я так записал несколько вещей. На концертном "Moments", очевидно, тоже так было сыграно. А в "Иностранце" я писался наложением.
- В 2002 году был выпущен альбом "Танцы теней", музыку к которому в главном написал ты, а слова - Инна. Расскажи, пожалуйста, про эту работу.
- У нас был ряд вещей, которые по формату не помещались ни в один альбом. Какие-то из их были совершенно ранешние, какие-то - 1994-го года, большая песня "Танцы теней", к примеру, 1999-го. И мы с Инной решили, чтоб не запамятовать эти песни - чтоб они не пропали, записать их и выпустить отдельным альбомом. Так что практически этот диск - наш маленький домашний проект, запись изготовленная "себе". Записывали альбом дома, на компьютере. Живы барабаны для 2-ух песен записали в студии, позже перегнали их в компьютер. В первой песне пригласили спеть наших друзей из тувинской группы "Хуун-Хуур-Ту". Всю основную работу по записи и сведению делал я - это был фактически, 1-ый схожий опыт.
- Кроме всего остального, на этой пластинке ты в первый раз спел две песни - "Дорогая" и "Душа".
- Да, попробовал. Это Инна меня принудила, - я бы сам на такое, естественно, не отважился. Что касается "Дорогой" - у Инны были слова, которые она предназначила собственной давнешней подруге, и вначале она сама должна была их спеть. А слова песни "Душа" написал я - эту песню мы предназначили Вадику Василькову. Вадик был нашим очень близким другом. Это человек, который, что именуется, всегда был рядом. Он смотрел за нашим творчеством, и песня "Душа" ему нравилась больше всех. Он всегда нам гласил: "Давайте, запишите ее!", но так этого и не дождался, - Вадик катастрофически умер в автокатострофе… И я решил на пластинке сделать ему посвящение.
- Гитарный звук и фразы в песне "Просто" здорово напоминают "Led Zeppelin". Это было изготовлено специально?
- Мы попросили Игоря Журавлева сделать соло, а потому что настроение и гармония песни были в духе "Лед Зеппелин", то и звук и фразы вышли "цеппелиновские". В Рф эту песню мы играем фактически на каждом концерте и на данный момент уже Игорь играет это соло малость по-другому.
- При прослушивании большей композиции "Танцы теней", в средней ее части, появляются очевидные ассоциации с "Dead Can Dance". Как уместны такие аналогии?
- Да. Эту группу мы все очень любим и ценим. Пожалуй, она оказала на нас некое воздействие. Но, снова же скажу, никогда и никакая вещь не делается нами по принципу "как у кого-либо". Если и находятся какие-то сходства - это совсем не осознанный процесс. Ведь столько музыкантов, что нереально быть вообщем ни на кого не схожим.
- А кто еще из исполнителей близок для тебя по духу?
- Мне нравится самая различная музыка и исполнители, но по духу, пожалуй, более близок David Sylvian.
- На вкладке диска "Танцы теней" написано: "Вот уже восемь лет Гребстель играет на уникальном инструменте, изготовленном величайшим столичным мастером Валерием Гуляевым". В чем уникальность этого инструмента?
- Уникальность в том, что он подошел мне на все 100. Длительное время я не мог отыскать, что именуется, "собственный" инструмент. Пробовал пятиструнные бас-гитары с нижней струной, пробовал с верхней, и в конечном итоге пришел к тому, что необходимы обе. И в 1995-м году Валера Гуляев предложил сделать мне безладовый шестиструнный инструмент, на котором я и играю до сего времени. Делал этот бас Валера специально под меня, - спрашивал, какой мне нужен гриф, какое расстояние меж струнами, какие датчики, и т.д. В итоге инструмент подошел мне совершенно, - я его сейчас ни на что не променяю. Правда, на данный момент я подумываю о том, чтоб заказать для себя семиструнный бас, - с очередной высочайшей струной. Вообщем, у Валеры "золотые руки" - он делает просто хорошие и уникальные инструменты, при этом не только лишь басы.
- Почему в записи альбома "Танцы теней" не учавствовал Сергей Старостин?
- Как-то не сложилось. Хотя, к примеру, в большей песне он точно был должен спеть 2-ой глас. Но Сергей - очень занятой человек. Кроме работы с нами у него много и других проектов. - Он играет сольные концерты, выступает с "Волков трио", с Леонидом Федоровым, с болгарским хором "Ангелите". И, конечно, основной его проект - "Moscow Art Trio" с валторнистом Аркадием Шилклопером и пианистом Мишей Альпериным.
- В качестве приза на CD "Танцы теней" находятся ваши с Инной фото. Судя по всему, вы очень любите природу и обыкновенные, искренние вещи.
- Да, это полностью так. Мы почти все находим в природе. На диске находятся в главном фото, изготовленные нами в Берлине. Как-то после еще одного тура мы тормознули там у 1-го нашего неплохого друга, который повез нас с ночевкой на озеро. Природа была так прекрасная, что мы практически всегда пребывания там прогуливались и делали фото. Некие из их вышли очень неплохими, и мы решили использовать их при оформление диска. Кстати, на веб-сайте www.inasound.ru также есть раздел наших фото-впечатлений.
- На CD находятся и ваши любительские бытовые видео-ролики, которые не отличаются некий особенной мыслью. Зачем вы решили их обнародовать?
- Мы просто решили воткнуть какие-то куски наших видео-съемок, показать участников группы как они есть. Лицезрели, как Илья Хмыз это делает на альбомах собственного проекта "Малерия", - в этом проекте также учавствует и Сергей Клевенский.
- У каждого участника вашего коллектива, как я сообразил, есть какие-то параллельные проекты. А у тебя?
- Я в конце 90-х я со своим другом, гитаристом Андреем Коноваловым, делал английский фанковый проект "Пропеллер", - хотя, если быть четким, музыка была не совершенно фанковая - там много всего было намешано. Этот проект длительно созревал, мы сильно много репетировали, длительно находили барабанщика. Одно время на барабанах играл Паша Тимофеев. Были трудности с вокалистом, - попробовали работать с одним, сыграли концерт, разошлись. Потом отыскали юного вокалиста Володю Матюнина, вроде все стало получаться, - даже записали пластинку на студии, - но все равно, как-то не пошло дело. Пластинка так и лежит до сего времени не сведенная. Директора у "Пропеллера" не было, а нам самим заниматься всеми этими организационными вопросами было некогда. Правда, сохранилось еще несколько демо-записей "Пропеллера", изготовленных на порто-студии.
- Начиная с 1994 года, в коллективе Инны Вожделенной сменилась уйма барабанщиков - одиннадцать человек. Это нелегко не только лишь для всей группы, но, сначала тебе, как басовита. Расскажи, пожалуйста, как происходили эти перемены.
- Да, это у нас, естественно, "нездоровая" тема. Поначалу с нами работал Игорь Джавад-Заде, который, нужно сказать, делал огромную роль в нашем коллективе. С ним было очень здорово и забавно. Ну и ему самому, как он гласил и гласит, было очень любопытно с нами играть. Но в силу собственного склада Джавад не засиживается длительно в одном коллективе, так было и в нашем случае. После его ухода мы длительное время никак не могли отыскать подходящего человека, - комфортабельного не только лишь для меня, да и для всех других участников. Или техники у кого-либо не хватало, или фантазии для поиска партий. Пробовали, пробовали и допробовались до Паши Тимофеева, с которым в итоге игрались довольно длительно. После его ухода снова перепробовали несколько человек, и в конечном итоге отыскали, на наш взор, самого безупречного для нашей группы барабанщика, - Володю Горячо. Мне как басисту с ним очень комфортно играть, у нас безупречное взаимопонимание, - полный комфорт. Ну и вообщем, в группе мы подошли друг дружке как музыкально, так и человечески. А порекомендовал Володю нам как раз Джавад. Он услышал его в клубе с некий группой, и сказал, что на его взор этот барабанщик нам подойдет идеальнее всего. Джавад оказался прав. К примеру, у меня одно из главных требований к барабанщику, - необычность музыкальных партий, - другими словами наличие музыкального воображения. И у Володи с этим полный порядок! У него, что не предложение, то находка. Наша новенькая пластинка "Вымыслы" - наилучший показатель его игры.
- Ты приверженец того чтоб новый человек в коллективе играл старенькые вещи так, как они были написаны и записаны, - либо же он в праве выбирать, дополнять и разнообразить?
- 2-ой вариант. Отталкиваемся мы, очевидно, от старенькых партий, но если у человека есть отменная мысль, если ему есть что показать и если это любопытно, - мы сходу это принимаем. Ведь длительное время играть одно и тоже наскучивает. Новый же материал приходит не так нередко. А здесь за счет новых аранжировок вносится свежайший взор, новое дыхание.
- У вас, если можно так выразиться, очень тесноватые аранжировки, - все отлично обмыслено и плотно увязано. В почти всех композициях звучание твоей бас-гитары практически вплетено в музыкальное полотно. Как длинный процесс сотворения композиции?
- По различному. Это непредсказуемо. Время от времени очень стремительно, а время от времени напротив, очень длительно. Иногда играешь, играешь, и ничего не выходит. Оставляешь вещь, через некое время снова к ней возвращаешься, и может что-то получится, а может и нет. Огромное количество вещей так и лежит на полках. Обычно, если вещь сходу всем приглянулась, то сходу все и выходит.
- За практически 10 лет существования вашего коллектива вышло не так уж и много альбомов. В чем причина?
- Естественно у нас не настолько не мало пластинок, как кому-то может показаться, но мы предпочитаем не торопить действия, и позволяем песням вызревать естественным образом. Снова же, делать плохо нам не охото, а отлично, к огорчению, не всегда выходит стремительно. Ситуация еще осложняется тем, что наши духовики работают в других коллективах, и возможность собраться на репетиции полным составом выдается очень изредка. В ближайшее время мы в главном уже собираемся вчетвером - Инна, Игорь, Володя и я.
- Как мне кажется, хоть какой самобытный творческий коллектив, это, в неких качествах, "закрытый мельчайший организм", живущий своей, отдельной и в некий мере самодостаточной жизнью, - по своим законам и без оглядки на кого-то. Как это применимо к вам?
- С одной стороны мы вправду закрытый организм, который можно сопоставить, к примеру с семьёй. Но с другой стороны, это не означает, что нас не интересует окружающее. Мы смотрим за новостями музыкального мира, посещаем разные важные мероприятия, - не так давно, к примеру, посчастливилось побывать на концерте "King Crimson", в Доме Музыки слушали проект Филиппа Гласса. А что касается оглядывания на кого-либо, - чужое мировоззрение нам любопытно, но оно не может воздействовать на наше, когда мы убеждены в собственной правоте.
- Расскажи про новый альбом "Вымыслы".
- Альбом состоит из 12-ти песен. Мы выдумали риффы и на их положили русские-народные песни, - авторских композиций на альбоме нет. Работа над альбомом была начата летом 2003 года, - у нас, что именуется, все "покатило", мы выдумали пять-шесть новых вещей, и решили использовать более старенькые, 2-3 летней давности, которые издавна играем, но которые нигде ранее не были записаны (кроме песни "Танюша", записанной, в качестве одной из частей в песне "Эпиталама" на альбоме "Изготовлено в белоснежном"). Записывался альбом "Вымыслы" в студии у Владимира Осинского. Что-то записывали совместно, что-то по отдельности. Аркадий Шилклопер, в качестве специального гостя, сыграл на валторне в 3-х песнях. Сведение делали дома у Ильи Хмыза. На пластинке есть два сольных номера наших духовиков. Есть песни с элементами, фанка, рэгги, роковые вещи. Также на этом альбоме я стал использовать неординарные строи, - к примеру, в песне "Марьюшка" струну соль я настраиваю на тон ниже, а ми - на пол тона выше.
- Какой совет ты мог бы дать бас-гитаристам?
- Чаще меняйте струны, либо хотя бы стирайте их. Ранее я струны вываривал, но это все так хлопотно и длительно. На данный момент же делаю проще, - наливаю в кастрюлю кипяточек, добавляю в него малость "Fairy" и кладу струны на пару минут. Потом достаю их, промываю, сушу и ставлю на инструмент. Так я делаю перед каждым концертом.
- Ну, и последний вопрос, - каковы твои планы?
- На данный момент мы ждем выхода альбома "Вымыслы", - эти занимается Александр Чепарухин. Создадим презентацию. Будем выступать с концертами, работать над новым материалом. Может быть, я начну работу над сольным альбомом - есть такие мысли. Не так давно заполучил для себя funk fingers, выдуманные Тони Левином (древесные палочки для перкуссивной игры, надеваемые на пальцы правой руки) и планирую использовать их. Может быть "поднимем" репертуар "Пропеллера", - что-то переделаем, дополним, сведем пластинку… Как говорится, было бы время и способности.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела