Родословная Арфы
Родословная арфы продолжается уже более 5 тыщ лет. И это только официальная её история, другими словами совокупа фактов, подтверждённых документами, рисунками, другими упоминаниями.
Арфа – один из самых прекрасных инструментов. Похоже, она и задумана была такой. Взять, например, древную шумерскую арфу-лодку, которая и сейчас встречается в Юго-Восточной Азии под именованием Саунг-гаук (Saung-Gauk).
Существует поверье, что и арфистки как-то необычно неплохи собой. И вправду: образ музыкантши, как будто прядущей тонкими, музыкальными пальцами свою прозрачную музыкальную пряжу, – одно из увлекательнейших и утончённых зрелищ для современного гостя концертов. А ведь ещё совершенно не так давно игра на арфе числилась извечно мужским занятием.
В XVII – XVIII веках арфа ещё оставалась инвентарем, созданным для сольного исполнительства, театральной и любительской сцены. В числе более значимых событий – театральный дебют арфы в опере Монтеверди «Орфей» (1607) и калоритные ансамблевые сочинения, инструментальные концерты К. Ф. Э. Баха и В. А. Моцарта.
1-ый случай использования арфы в составе симфонического оркестра – «Умопомрачительная симфония» Берлиоза (1830). С расцветом романтичного стиля и программно-симфонических жанров в XIX веке арфа совсем укоренилась в огромных оркестрах.
Развитые партии для арфы бытуют в почти всех партитурах Листа, Вагнера, Сибелиуса, Малера, Р. Штрауса и других создателей.
В конце XIX – начале XX веков ведущее положение в арфовом исполнительстве занимала французская школа; значимый вклад в расширение репертуара инструмента занесли Сен-Санс, Форе, Дебюсси, Равель. В XX веке благодаря броским тестам композиторов авангарда был существенно расширен арсенал «ударных» эффектов.
Совершенный образ инструмента, полное заглавие которого концертная арфа с педальным механизмом двойного деяния, сложился к 1810 году. Вот тогда она была патентована французским мастером Себастьеном Эраром (1752-1831).
У этого инструмента 47 струн и семь педалей для конфигурации опции. Любая из педалей может занимать два положения (не считая начального). Отсюда и так называемое «двойное действие». Справедливости ради нужно отметить, что европейские мастера и исполнители обучили арфу перестраиваться по ходу игры лет за двести до изобретения Эрара. Ему удалось сделать работу всех устройств и узлов инструмента сравнимо бесшумной, четкой и действенной.
Ворачиваясь в область четких определений, отметим что «арфа» – родовое заглавие щипковых инструментов, струны которых натянуты перпендикулярно резонатору.
По форме современная арфа – это треугольная рама с изогнутой верхней стороной (дугой, либо шеей), на которой размещаются настроечные колки. Две другие стороны рамы – резонатор и колонна, замыкающая всю конструкцию. На ученических инструментах колонна производится крепкой и полностью многофункциональной, лишённой излишеств. На концертных арфах она богато декорирована и украшена шикарной короной. Снутри рамы вертикально натянуты струны. На шее размещены диски педального механизма, связанные с педалями системой рычагов, находящихся в колонне меж шеей и резонатором. Сам педальный механизм вмонтирован в основание резонатора. Число педалей – 7 (по числу ступеней диатонического звукоряда). Нажатие педали уменьшает рабочую длину струн данной ступени во всех октавах. При переходе педали в 1-ое положение струны перестраиваются на полтона ввысь, при полном нажатии – на тон ввысь.
Начальная настройка арфы – Ces-dur (до-диез мажор). Спектр инструмента – от C' до g (четыре с половиной октавы). Размер концертного инструмента – около 1,7 метра в высоту. Все верхние струны, начиная от до первой октавы, сейчас делаются из нейлона, другие – из жил, при этом одиннадцать самых низких имеют проволочную навивку. Чтоб исполнитель мог просто ориентироваться в таком количестве струн, необвитые струны до окрашиваются в красноватый цвет, а струны фа – в голубий.
Струны, обычно, защипываются восемью пальцами (без роли мизинцев); посреди других приемов игры – удары по струнам, бряцание, удары пальцами либо ладонью по резонатору. При защипывании струны поблизости резонатора звук приобретает железный колер. При игре на арфе обширно употребляются флажолеты, которые в её выполнении звучат в особенности лаского.
Глиссандо – один из соответствующих приёмов арфовой техники, невзирая на нередкое злоупотребление им, превращающее глиссандо на арфе в одну из худших музыкальных банальностей. Но по эффективности с этим приёмом не достаточно что сравнится. Ни у 1-го из инструментов такового глиссандо нет, ну и быть не может! Глиссандо исполняется одной либо обеими руками и может обхватывать весь спектр инструмента, основываясь как на политре либо аккорде, так и на любом ином принципе последовательности 7 тонов звукоряда. В выполнении глиссандо могут употребляться все семь педалей инструмента.
Применительно к ландшафтной и программной музыкальной изобразительности – вместе с клавесином и фортепьяно – арфа прекрасна в передаче стихии воды, её холодных прозрачных струй; свежести, чистоты… ясности мысли и чувства.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела