Африканская музыка
На местности Африки всераспространены муз. культуры разл. историч. и этнич. происхождения. Практически каждое племя и каждый люд имеет свою муз. культуру, самобытный муз. стиль.
Под А. м. обычно предполагается муз. культура афр. народностей, живущих к югу от Сахары, для к-рых свойственны общность муз. языка, музыкального инвентаря, закономерностей ладовой системы, ритмики и т.п.
Муз. фольклор афр. народов обладает стойкостью традиц. частей, чему в большой мере содействовали религиозные потаенные об-ва. Они оказывали существенное воздействие на обществ. и социальную жизнь, из поколения в поколение подчиняя юных людей серьезным канонам племенных обычаев. Старейшие представители племени учили молодёжь обрядовым песням и танцам, также игре на разных музыкальных инструментах.
Муз. профессионализм всходит к древнему периоду истории Африки. Процесс развития муз. культуры активируется в ср. века с появлением на местности Африки ряда раннеклассовых образований рабовладельч. и феодального нрава. Посреди этих возникавших и распадавшихся гос-в - Гана, Мали, Сонгаи, Канем-Борну, гос-ва хауса в Судане, гос. образования Конго, Буганда, Мономотапа и др. По показаниям араб. путников, при дворцах правителей этих гос-в имелись оркестры, певцы и танцовщики.
Во мн. странах Зап. Африки большой популярностью воспользовались гриоты (каста сказителей, певцов, поэтов, музыкантов). Нек-рые из их жили в семьях вождей, прославляли ратные подвиги, мудрость и щедрость собственных владельцев, славные дела их предшественников. Другие бродили по деревням, участвовали в разл. празднествах. В песнях, исполняемых под аккомпанемент какого-нибудь струн. инструмента, они ведали историю собственного народа, его легенды и легенды, воспевали героев. (В 20 в. гриотами стали именовать всех, кто поёт, играет на муз. инструментах.)
Развитие А. м. происходило во содействии с др. муз. культурами. Сначала 7 в. арабы, проникнув в Африку из Аравии, принесли сюда свою культуру, язык и религию. Практически все народы Сев. Африки восприняли ислам, он получил обширное распространение в северных р-нах территорий совр. гос-в Ганы, Гвинеи, Нигерии, Берега Слоновой Кости, Того, Дагомеи, Либерии, также в Кении и Занзибаре. В муз. культуре народов, оказавшихся под непосредств. воздействием арабов, произошли означает. конфигурации: полиритмия ансамблей барабанов уступила место одноплановому ритмич. развитию, струн. инструменты выдвинулись на 1-ый план по сопоставлению с ударными, на замену пению открытым естеств. звуком пришла назальная (от англ. - nasal) вокализация. Африканцы переняли у арабов нек-рые муз. инструменты: дуфф (бубен), лютню, 2-струн. смычковый ребаб, нек-рые разновидности арф, цитр, флейт и мн. другие. Но в юж. р-нах тропич. Африки арабы не смогли стопроцентно ассимилировать культуру местных народов. Их музыка - это типичный сплав, в к-ром афр. элементы превалируют над арабскими. Большие р-ны Африки оказались вообщем вне сферы араб. воздействия.
В наименьшей степени, но достаточно значимым было воздействие индонез. культуры (праотцы индонезийцев поселились на Мадагаскаре 10-15 тыс. лет тому вспять), о чём свидетельствуют многочисл. монументы вещественной культуры Мадагаскара, в т. ч. и муз. инструменты, напр., ксилофон. Сравнительный анализ ладов индонез. и афр. ксилофонов указывает, что эти лады либо совпадают, либо некординально отличаются друг от друга. Индонезийцы принесли с собой нек-рые разновидности цитр, в т. ч. типичный муз. инструмент - валиха, также ряд шумовых и дух. инструментов.
В предстоящем в развитии А. м. появились новые тенденции, связанные с историей европ. народов. В 15 в. Португалия открыла эру работорговли в Африке. Прямо за Португалией сюда попадают др. европ. гос-ва. В 15-18 вв. африканцы заимствовали нек-рые европ. муз. инструменты. Напр., народы, живущие на побережье Зап. Африки, усвоив бондарство, заместо выдалбливания барабанов полностью из древесного ствола, стали делать их из отдельных досок.
В 70-80-х гг. 19 в. афр. материк был поделён меж Англией, Германией, Францией, Испанией, Португалией, Бельгией, Италией. Колонизаторы производили жестокую экспансию в области экономики, идеологии, они подавляли развитие культуры, в т. ч. и музыкальной, к-рая была одной из немногих форм проявления афр. самосознания. Часто проводниками экспансионистской политики выступали миссионеры. Они преследовали афр. музыку, песни, танцы, но, приспосабливаясь к местным условиям, были обязаны идти на компромисс: разрешали исполнять церк. гимны на афр. напевы, изменять тексты религ. песнопений, использовать во время богослужения афр. нар. инструменты, прямо до барабанов. Сначала афр. нар. музыку в религиозные ритуалы вводили европейцы, потом это стали делать сами африканцы, сочинявшие мотивы и гимны в стилях, соответствующих для их племён и народов. В кон. 19 - сер. 20 вв. широкой известностью в Юж. Африке воспользовался глава секты Назаретской баптистской церкви И. Шембе, сочинивший ок. 200 песен и гимнов на собств. стихотворные тексты. В базе этих произв. - обычный зулусский муз.-поэтич. фольклор.
Невзирая на воздействие европ. церк. музыки на пар. вок. музыку африканцев, последняя в собственной базе оставалась африканской. Воздействие европ. музыки не ограничивалось областью церкви (позже европ. музыка всё почаще стала звучать в виде маршей, престижных песенок), оно приводило к изменению афр. мелодики, гармонии, ритма. Этот процесс характерен в главном для афр. городов, в сельских же местностях (т. е. в подавляющей части Африки) он незначителен и проследить его сложнее.
Богат афр. инструментарий. Базу его составляет группа ударных инструментов, посреди к-рых выделяются перепончатые ударные и сначала барабаны: без резонаторов, котлообразные и цилиндрические с мембраной, цилиндрические с 2 мембранами. Более старого происхождения - барабаны без резонаторов, имеющие примитивное устройство (шкура животного, высушенная на солнце, прикрепляется к столбикам, вбитым в землю). У бушменов и готтентотов встречается простой вид котлообразного барабана с мембраной (тростниковый либо древесный кувшин заполняется маленьким количеством воды, верх его затягивают вымоченной в воде бараньей шкурой). У народов банту Юж. и Центр. Африки распространён котлообразный барабан нгома и его разновидности (гома, ндугу, мунсианди и т.д.). Многочисленны барабаны народов банту: барабаны-фартуки без резонаторов - фумбо, кенгере; котлообразные - атенус; цилиндрич. с одной мембраной - эмидири. Наибольший по размеру барабан - омубала, самый длиннющий - энгалаби (цилиндрич. формы, с колокольчиками). В семействе нигерийских барабанов имеются: огромные котлообразные (полностью из мягенького пальмового дерева), подвешиваемые на шейку цилиндрич. барабаны с одной мембраной, цилиндрич. в виде песочных часов с 2 мембранами.
К группе ударных относятся также муз. инструменты, источником звука к-рых служат древесные либо металлич. пластинки. Посреди их - один из более возлюбленных после барабанов язычково-щипковый удар. инструмент санса, имеющий многочисл. наименования на различных афр. языках (мбира, калимба, нданди, нжари и т.д.). Обширно распространён ксилофон (балафон). Исключительно в Юж. Африке насчитывается более 50 его разновидностей. Афр. ксилофон имеет вид прямоугольного каркаса с прикреплёнными к нему 15-22 дерев. пластинками разл. размеров, под к-рыми находятся резонаторы - тыквенные либо глиняные сосуды. Африканцы используют в оркестре инструменты, создающие ритмич. фон (погремушки, трещотки, колокольчики). Погремушки и трещотки изготовляют из плодов баобаба либо тыквы, заполненных камешками либо семенами. Эти инструменты прикрепляют к щиколоткам либо потряхивают ими, держа в руках. Время от времени функцию погремушек делают юбки из тростника (колышущийся во время танца тростник создаёт типичный шумовой ритмич. эффект). Танцоры подвешивают также к поясу либо к щиколоткам колокольчики. Нередко встречается двойной колокольчик, настроенный в определённый интервал.
Обширно представлена у африканцев группа дух. инструментов. Древние дух. амбушюрные инструменты - рога, изготовляющиеся из полых рогов животных, также из древесной породы, кости, камыша либо металла. Размеры и звучание их многообразны. Очень популярна флейта. Она встречается у всех народов, но различается по размерам, материалу, форме и наименованиям - моротвана, касба, киба, нура, фалала, шукра и др. Трубы африканских народов сходны по форме, но различаются размерами и материалом (тыква, рога животных, слоновые клыки, дерево и др.).
Один из самых старых афр. струн. инструментов - муз. лук. Этот щипковый инструмент представляет собой гибкую палку, к обоим концам к-рой прикреплена струна. Конец лука закапывают в землю, служащую резонатором. Огромным пальцем и мизинцем правой руки музыкант играет на единственной струне. Время от времени к луку присоединяют до 3 струн, что позволяет извлечь неск. звуков. К группе струнных принадлежит арфа. Она имеет деку, покрытую змеиной либо львиной кожей. Количество струн варьируется; у народов Гвинеи, Мали, Сенегала популярен многострунный (нередко 21-струнный) инструмент - кора. К щипковым струнным инструментам принадлежат также: мбет (разновидность музыкального лука), лютня, гитара, лира и др.
Не считая того, в Африке всераспространены инструменты, занимающие среднее положение меж определ. группами либо совмещающие свойства 2 групп. Такой струн.-дух. инструмент гура - гибкий лук с натянутой струной, к к-рой прикреплена плоская планка из страусового пера (колебания планки вызывают вибрацию струны). Очень вдувая воздух в отверстие, проделанное в планке, также пощипывая струну либо постукивая по ней, музыкант принуждает её звучать.
Музыка афр. народов отличается многообразием жанров и их непрерывным развитием. Складываются новые танц. песни. Меняется, хотя и не настолько активно, церемониальная и культовая музыка. Более различные я развивающиеся жанры - трудовые, героич., колыбельные, лирич. песни.
Афр. лады состоят из неск. устоев и образующихся вокруг их "проходящих" звуков, скользящих на 1/4 либо даже наименьшую долю тона. Появление этих ладов находится в зависимости от возможности исполнителя поменять опорные звуки и разнообразить интервалы снутри ладов. Всераспространена у народов Африки пентатоника, известны также гекса- и гептатонические звукоряды. Любая этнич. группа имеет определённые лады. Своеобразие А. м. заключается в осн. в её ритмич. структуре, часто очень сложной. Ритм отличается высокоразвитыми формами полиметрии, к-рая в особенности ярко проявляется в ансамблевом выполнении. Ритмич. сложность А. м. можно следить на примере ансамбля барабанов. В каждом афр. оркестре имеется неск. барабанов, совместное их звучание создаёт соответствующий для А. м. "перекрёстный ритм" - полиритмию, когда сразу смешивается неск. ритмов с неоднородным количеством временных толикой в такте. При выполнении афр. песни появляется неск. ритмич. линий, имеющих собственный набросок, свои несовпадающие акценты: ритмы вок. мелодии, хлопанья в ладоши, барабанов и др. инструментов. Благодаря несовпадению акцентов всех этих ритмических рисунков создаётся эффект синкопирования.
В мелодике афр. песен превалируют нисходящие ходы. Мелодическое движение неразрывно связано с речью. Мн. афр. языки - тональные (имеют 3, 5 и даже 7 тонов), в речи слышны неизменные увеличения и снижения тона. Часто звуковысотное интонирование текста точно соответствует мелодии песни, что обосновано общностью их выразит. задач. Так, если интонирование текста состоит из НВНВН (где H - маленький, а В - высочайший тон), то мелодич. линия песни держится такого же рисунка и последовательности интервалов.
Для вок. выполнения африканцев свойственны неопределённость диапазонов, куцее глиссандо, специфич. тембр голоса, высочайший фальцет, выкрики, импровизация. Типичен приём антифонной переклички меж солистом и хором либо меж 2-мя хорами: хор может повторять всю строфу солиста либо только припев, либо одна половина хора "отвечает" другой. Простая форма афр. песни - 2-частная фраза, любая часть к-рой исполняется поочерёдно солистом и хором. Солист может разнообразить текст песни, её мелодию, тогда как партия хора остаётся постоянной (обе части повторяются неск. раз в различных звуковысотных композициях), в др. случаях солирующая партия не меняется. Используя такую технику, африканцы делают песни, состоящие из 6, 8 и поболее частей (оковём повторений, конфигурации последовательности либо в ведения новых частей). В А. м. властвует одноголосие, но всераспространено и многогол. хор. пение с параллельным ведением голосов (в терцию, кварту, квинту); существует также гетерофония, полифония.
Развитие совр. афр. муз. культуры неотделимо от историч. процессов, происходящих в Африке после 2-й мировой войны 1939-45. В странах, где к власти пришли более конструктивные представители нац.-освободит. движения, культура рассматривается как принципиальный рычаг идеологич. развития, как показатель роста нац. самосознания. При Организации африканского единства сотворена спец. комиссия по вопросам просвещения и культуры. Трудности духовной культуры (в т. ч. музыкальной) являются предметом обсуждения мн. конференций, конгрессов.
На 1-м Междунар. конгрессе негр. писателей и деятелей культуры (1956, Париж) была принята резолюция о необходимости глубочайшего исследования афр. культур. На 2-м конгрессе (1959, Рим) работала комиссия по иск-ву, занимавшаяся и муз. неуввязками. Междунар. симпозиум по афр. культуре (1961, Ибадан) затронул вопросы о развитии нар. музыки, об её роли в проф. культуре, об использовании фольклора, о подготовке музыкантов. 1-й Междунар. конгресс африканистов (1962, Аккра) поставил важные вопросы: единство и обилие А. м., пути её развития, соотношение совр. и обычного, исследование А. м., способы обучения и т.д. 1-й Всеафр. фестиваль иск-ва (1966, Дакар) показал заслуги афр. муз. культуры и содействовал её развитию.
Для совр. муз. жизни Африки типично возникновение новых муз. форм. Этот процесс связан с соц и политич. переменами, происшедшими в Африке за последние два десятилетия: рост городов, индустрии, усиление миграц. процессов из деревень в городка, из отсталых в экономич. отношении р-нов в более развитые, контакты с Европой (мн. афр. студенты получают образование в др. странах, в т. ч. в СССР), научно-техническая революция (радио, кино, телевидение). Новые музыкальные формы создаются на базе нар. А. м., но с внедрением европ. гармонии и инвентаря (в особенности совр. дух. инструментов, гитары). Такое сочетание народного и евро типично для стиля хайлаф (этот термин обозначает также манеру танца, пользующегося популярностью во мн. странах Африки).
В сложных критериях развивается афр. культура в ЮАР. Афр. артистам приходится биться против сегрегации и расизма, за предоставление им сцены, конц. площадок. По расистским законам ЮАР на спектаклях и представлениях воспрещается находиться сразу африканцам и белоснежным. Только немногим африканцам удаётся получить муз. образование.
Афр. муз. культура неотделима от развития т-ра. Театр. музыка в Африке появилась на базе синкретич. нрава традиц. афр. иск-ва, выросшего из сельских празднеств, культовых и бытовых обрядов, религ. церемоний, уходящих корнями в глубокую древность. Совр. афр. т-р находится в стадии становления и ещё не всюду приобрёл самостоятельность, он плотно сплетен с др. видами иск-ва. В спектаклях обширно употребляется фольклор - нар. песни, танцы, муз. инструменты. Наибольшее распространение получили муз. нар. драма, фольклорный балет. В Гане, Нигерии, Сьерра-Леоне распространился жанр муз. нар. драмы, появившийся на базе традиц. сюжетов, песен, танцев и музыки. Делаются пробы придать этим спектаклям совр. форму. Одна из первых драм - "Кикункор" (1934) сьерра-леонского компьютер. А. Дафара (сам выступал на сцене как певец и танцор) была показана на нью-йоркской сцене, передавалась по амер. радио, получила высшую оценку Л. Стоковского. В Сенегале, Гвинее, Мали и др. франкоязычных афр. странах вместе с драмой развивается фольклорный балет; пантомима и танец вождаются нар. музыкой, исполняемой на традиц. афр. инструментах. Эта форма балета зародилась в 30-е гг. 20 в в школе У. Понти (Дакар), учащиеся к-рой приезжали из разл афр. колоний Франции. Они использовали в спектаклях фольклор собственных государств. Потом на этой базе появились фольклорные балеты. В 1961 многочисл. сенегальские балетные труппы, состоящие из артистов-любителей, были объединены в Государственный балет Сенегала, получивший известность в странах Европы. Совр. южноафр. оперы приближаются к таким произв., как "Порги и Бесс" Гершвина. Их мелодич. и ритмич. достояние основывается на обильном применении песен и танцев, также муз. инструментов народов Юж. Африки. Многие афр. муз-танц. коллективы (из Алжира, Ганы, Гвинеи и др.) гастролировали в разл странах, в т. ч. в СССР.
1-ые проф. композиторы Ганы - Э. Аму, К. Нкетия, Ф. Гбехо, Дж. Боатенг. Посреди композиторов-профессионалов Нигерии - Ф. Саванда (создатель первой нигерийской симфонии "Свобода", посв. провозглашению независимости Нигерии), А. Банколе (создатель кантаты "Йоруба", сюиты для фп. "Нигерия", песен и др.), С. Акробот (посреди его сочинений - сюита "Нигериана"), А. Юба, В. Эчезона и др. Посреди эфиопских композиторов - К. И. Негуссе, А. М. Бегго-Соу и др. Посреди композиторов Вост. Африки выделяются: угандиец Дж. Кьягамбидва и танзаниец С. Мбуши.
В совр. Африке создаются проф. муз уч. заведения. Практически во всех независящих странах Африки появились центры муз. культуры, к-рые, наряду со сбором фольклора, организуют ансамбли песен и танцев, производят постановки муз спектаклей.
Активно развивается муз. культура в странах Зап. Африки (Гана, Нигерия, Сенегал и др.). Музыкой занимаются в высших уч. заведениях, в т. ч. в Ин-те по исследованию Африки при ун-те Ганы (в ин-те организованы студенч. симф. оркестр и хор). В странах Вост. Африки эти процессы идут медлительнее, т. к. данные страны вступили на путь независимою paзвития позже и их экономич. уровень не позволяет им уделять подабающее внимание развитию муз. культуры.
В столице Кении - Найроби силами европейских музыкантов сотворена Восточноафр. консерватория (но процент африканцев, окончивших консерваторию, пока невелик).
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела