Бузука - история, приёмы игры
Бузу́ки (греч. το μπουζούκι, англ. bouzoúki) — струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. По одной из версий происходит от древнегреческой кифары(лиры), по другой - от турецкого саза (бозук-саз). Известен также под именованием «баглама», всераспространен в Греции, на Кипре, в Израиле, в Ирландии ("зук") и в несколько модифицированном виде в Турции (турецкий бузуки). Традиционный бузуки имеет 4 двойных железных струны (архаический — баглама — 3 двойных). К семейству бузуки можно отнести и багламазаки — крохотный бузуки с 3-мя двойными струнами. Его высочайший, ласковый звук в составе традиционного греческого оркестра либо сольно аккомпанирует танцы сиртаки и хасапико.
История
В Греции инструмент длительное время числился вне закона, музыка для бузуки была запрещена и не выходила за границы таверн, где обычно собирались преступные элементы. Возрождение этого инструмента началось в 60-е годы XX века, благодаря выдающемуся греческому композитору Микису Теодоракису, который сделал музыку для всемирно известного кинофильма «Грек Зорба» с Энтони Куинном в главной роли. «Сиртаки» Теодоракиса стали визитной карточкой Греции.
История бузуки в Ирландии начинается в 1960-х гг. XX века. Пионерами использования этого инструмента (точнее, его традиционного варианта) для выполнения государственной ирландской музыки были Джон Мойнихан и Энди Ирвин. Греческий вариант (3 хора), хотя и не стал соответствующим для ирландских исполнителей, получил развитие благодаря Алеку Финну. Сначало бузуки употреблялся в качестве аккомпанирующего инструмента для флейты либо скрипки. Изменение традиционного строя, повлекшее за собой приглушение "восточного" нрава звучания, снискало инструменту славу солиста ирландского оркестра.
Конкретно в Ирландии развернулась большая работа по модернизации бузуки. Первым значимым конфигурацией стала плоская нижняя дека, заменившая овальную наборную, унаследованную от греков. Это позволило сделать звук более сухим и точным, акцентировать интонационные штришки при игре медиатором, что отвечало нраву ирландской музыки. Ирландский бузуки, в отличие от греческого варианта, часто лишен декоративных частей, верхняя дека плоская, имеет одно круглое, подобно гитаре, отверстие резонатора. Встречаются инструменты с округлым отверстием и/либо с панцирем, увенчанным растительным орнаментом.
В течение 1960-х делаются 1-ые удачные пробы усилить звучание бузуки при помощи электроники, в итоге чего возникает т.н. «электробузуки». Пионерами электроусиления бузуки стали греческие музыканты Манолис Хиотис и Гиоргос Зампетас, которые разработали и удачно применили особые звукосниматели для данного инструмента; по собственному звучанию он очень припоминает хамбакер. На бузуки инсталлируются как активные, так и пассивные датчики. Сейчас звукосниматели для бузуки выполняются фирмами EMG, Lace Actodyne и Seymour Duncan.
До сего времени длятся опыты по созданию бузуки-арктоп в подражание южноамериканским гитарам (к примеру, Gibson Les Paul).
На сегодня бузуки является довольно всераспространенным инвентарем для выполнения этнической и барочной музыки.
Изготовка
Разглядим породы древесной породы, используемые для производства бузуки.
Верхняя дека делается из ситкинской ели, виргинского можжевельника либо коа. Для обечайки и нижней деки (у ирландского варианта) либо наборных ребер резонатора (у греческого варианта) употребляются махагони, красноватое дерево, клён, коа либо орешек.
Изготовители
Приобрести инструмент можно не только лишь у отдельных мастеров, специализирующихся на этнических инструментах: есть промышленные эталоны бузуки, изготавливаемые по всему миру.
В Рф всераспространены ирландские бузуки производства румынской компании HORA. На их может быть установлен звукосниматель и эквалайзер.
Строй инструмента
Бузуки имеет 2 разные конфигурации струн:
- 3 группы по 2 струны (3 хора), считающаяся более старой;
- 4 группы по 2 струны (4 хора) либо традиционная.
В современных инструментах употребляются железные струны. Часто 3-ий и 4-ый хоры содержат по одной струне с обмоткой.
Строй инструмента с 3-мя хорами
Более всераспространенный строй - DAD
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
В отдельных случаях встречается т.н. "темный строй" - EAE.
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
Строй инструмента с 4-мя хорами
Для инструмента с 4-мя хорами существует большущее обилие вариантов строя:
- Более употребительным считается CFAD как более распространенный в исторической литературе.
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
F
C
C#
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
- Многие начинающие исполнители употребляют DGBE (копирование строя гитары с 1-й по 4-ю струну).
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
B
C
C#
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
F
F#
G
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
- Употребителен строй GDAE (копирование строя мандолины), но , длина грифа бузуки при таком строе делает игру затруднительной.
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
F
F#
G
- В ирландской традиции крепко закрепились варианты GDAD и ADAD как более комфортные для игры в ключах G и D соответственно.
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
F
F#
G
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
A#
B
C
C#
D
A
A#
B
C
C#
D
D#
E
F
F#
G
G#
A
Техника игры
Общие данные
При выполнении музыки на бузуки в большинстве случаев употребляется плектр либо медиатор. Более подходящие толщины - от самого гибкого (0,46 мм) до среднего (0,96 мм).
Нужно настраивать инструмент всякий раз перед исполнением.
Посадка и постановка рук
При игре сидя помещайте инструмент на бедро, но пытайтесь очень не прижимать его к для себя - это очень заглушит звук и сделает движения правой руки скованными.
При игре стоя следует воспользоваться ремнем для традиционной гитары. Отрегулируйте его таким макаром, чтоб правая рука в рабочем положении была согнута практически под прямым углом. Расположите инструмент таким макаром, чтоб резонатор размещался на уровне пояса, а головка грифа на - уровне груди, либо чуток выше (зависимо от собственных предпочтений исполнителя).
В подавляющем большинстве случаев следует играть переменным штрихом. Такая манера игры животрепещуща и для аккомпанемента, и для соло.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела