Балалайка - история, происхождение
Заглавие «балалайка», время от времени встречающееся в форме «балабайка» — народное, возможно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии означает болтать, пустозвонить.
Некие приписывают слову «балалайка» монгольское происхождение. У татар есть слово «бала» означающие «дитя». Оно может быть и послужило источником происхождения слов «балакать», «балабонить» и т.д. заключая внутри себя понятие о неразумной, вроде бы детской трепотне.
Упоминаний о балалайке даже в XVII — XVIII сильно мало. В неких случаях вправду встречаются намёки на то, что в Рф был инструмент 1-го типа с балалайкой, но вероятнее всего упоминается там домра, родоначальница балалайки.
При царе Мише Фёдоровиче состояли при дворцовой потешной палате игрецы домрачеи. При Алексее Михайловиче инструменты подвергались гонению. К этому времени, т.е. ко 2 половине XVII века , возможно, относится переименование домры в балалайку.
В первый раз заглавие «балалайка» встречается в письменных монументах времён Петра Величавого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной женитьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе нарядных калмыками.
В течении XVIII в. балалайка обширно распространилась в великорусском народе, сделавшись так пользующейся популярностью, что её признали за древний инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение.
Российское происхождение может быть приписано только треугольному очертанию корпуса либо кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Форма балалайки XVIII века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинноватым, длиннее кузова приблизительно в 4 раза. Корпус инструмента был более узеньким.
Не считая того, балалайки, встречающиеся на древних лубочных картинах снабжены только 2 струнами. 3-я струна была редчайшим исключением. Струны у балалайки железные, что придаёт звучанию специфичный колер — звонкость тембра.
Посреди XX в. была выдвинута новенькая догадка о том, что балалайка бытовала за длительное время до её упоминании в письменных источниках, т.е. была рядом с домрой. Некие исследователи считают, что домра была проф инвентарем скоморохов и с их исчезновением растеряла широкую музыкальную практику. Балалайка же инструмент чисто народный и, как следует, более живучий.
Cначала распространилась балалайка в большей степени в северных и восточных губерниях Рф, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже посреди XIX века балалайка была очень популярна в почти всех местах Рф. На ней игрались не только лишь деревенские мужчины, да и суровые придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Но к середине XIX столетия рядом с нею практически везде встречалась гармоника, которая равномерно вытеснила балалайку.
2-ое рождение балалайка получила в конце XIX веке благодаря стараниям Василия Андреева, которого называли «юным папой балалайки». В. В. Андреев вместе с инструментальными мастерами В. В. Ивановым, а потом Ф. С. Пасербским и С. И. Налимовым, усовершенствовал народный инструмент и сконструировал семейство балалаек различных размеров по эталону смычкового квартета. 1-ое выступление ансамбля, который именовался «Кружок любителей совместной игры на балалайках» состоялось в Петербурге в 1888 году.
Андреев и его сподвижники — Н. Привалов, Ф. Ниман, В. Насонов, Н.П. Фомин не ограничились возрождением только одной балалайки. Они вели работу и по усовершенствованию и других инструментов российского народа, таких как домра, гусли, жалейка, владимирские рожки и др. Итогом этой работы стало формирование Великорусского оркестра, 1-ое выступление которого состоялось под управлением Андреева 11 января 1897 года в зале Дворянского Собрания. С этих пор оркестры народных инструментов стали распространяться с необыкновенной быстротой по всей Рф.
Благодаря исполнительскому искусству Василия Андреева и его профессиональным последователям таким мастерам, как Борис Трояновский, Александр Доброхотов и немногим позже — Николай Осипов, на балалайку направили внимание маститые композиторы. Сейчас на балалайке замечательно звучат не только лишь российские народные песни, да и переложения произведений российской и западной классики, не считая того, композиторы сделали для балалайки уникальный репертуар, в том числе более 100 сюит, сонат, концертов и других произведений большой формы.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела