МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МАДАГАСКАРА
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МАДАГАСКАРА
Ракуту Фрах ― творческий псевдоним Филибера Рабезуны. Он родился в районе Анкадинандриана столицы острова Мадагаскар. Уже к шести-семи годам под управлением отца, который служил музыкантом при Царском дворе, он освоил технику игры на флейте дудочке с 3-мя гнездами «фарари», потом на поперечной флейте ― «судине». Благодаря упор¬ству в обучении, Ракуту Фрах стремительно достигнул виртуозной техники выполнения на флейте обычных мелодий ритуального, обря¬дового нрава и к 20 годам организовал в районе Исутри собственный 1-ый ансамбль ― квартет. В это время он выдумал для себя творческий псевдоним, под которым и стал всемирно известным.
Все это время он был очень нужен и написал в общей трудности 770 музыкальных пьес самого различного характера. Ракуту Фрах изъездил с гастролями весь мир, побывал он и в Рф в 70-е годы. В 80-90 е годы Ракуту Фрах заходил в состав музыкальной группы «Феу Гаси», куда его пригласил узнаваемый малагасийский гитарист Эрик Манана. На это время приходится расцвет его композиторской деятельности: им было написано около 250 обычных песен различных жанров и направленности. Ракуту Фрах стал учителем и наставником целой плеяды современных музыкантов острова, на данный момент его малыши и внуки, продолжают начатое им дело по продвижению малагасийской классической музыки на интернациональный уровень. Его музыка околдовывает и завораживает. Логично, что конкретно Ракуту Фрах был удостоен чести быть изображенным на тысячефранковой малагасийской банкноте и конкретно ему посвящен кинофильм «Красноватый полуостров» режиссера Жана Мишеля Карре.
Музыкальная культура Мадагаскара сложилась в итоге взаимодействия культур Южной и Юго-Восточной Азии, Близкого Востока, Арабского Востока, Восточной Африки и Европы. Взаимо¬действие разных глобальных культур отразилось на формировании музыкального инвентаря малагасийцев. В наши деньки на современную музыкальную культуру острова все большее воздействие оказывают имеющиеся престижные жанры и ритмы современной эстрады, пришедшие из Латинской Америки, США, Южной Африки, государств бассейна Индийского океана. Обширное распространение имеет хоровое пение а сареllа.
Истоки музыкальной культуры Мадагаскара всходят к культуре племен протомалагасийцев, переселявшихся на полуостров с Индонезий¬ского Архипелага с середины 1-го тысячелетия н.э. и ассимилировав¬шихся посреди коренных обитателей острова. Исторически музыке отводилась большая роль в ежедневной жизни малагасийцев: музы¬кой сопровождались все ритуалы, церемонии, музыкой была пронизана ежедневная жизнь обычных людей и знати. Мелодии, ритмы, жанры и стили выполнения появлялись равномерно и изменялись от провинции к провинции. Каденции пришли из Африки, речитативы и однообразное хоровое пение ― из Индонезии и островов Индийского и Тихого океанов.
По показаниям британских миссионеров Кузэна и Шоу, которые проводили свои исследования на полуострове, обычная музыка малагасийцев на самом ранешном шаге собственного развития была примитивной и однотонной.
Сначала на музыкальную культуру острова, как уже говорилось ранее, большущее воздействие оказали выходцы из Юго-Восточной Азии, позже торговцы с Арабского Востока, потом свою лепту занесли португальские и голландские мореходы, пираты, английские и французские миссионеры. Под арабским воздействием обычная музыка малагасийцев из обрядовой и ритуальной равномерно стано¬вится церемониальной: средневековая арабская музыкальная культура содействовала рождению особенной формы ансамблевого музи¬цирования на судах, чему также содействовала существовавшая в то время традиция мореходства.
Принципиальная роль отводилась музыке в государствах, образовавшихся на Мадагаскаре в ХVI-ХVII веках: организовывались пышноватые музы¬кальные представления в государстве Имерина, проводились балы, создавались придворные хоры. При царских дворах сложилась тра¬диция проф исполнительского искусства, создавались школы по обучению игре (мпамадина) на малагасийском инструменте ― валихе. В то же время складывались главные классические музы¬кальные жанры, стили и формы музыкального искусства: музы¬кально-поэтические айнтени, бекубе (ритуальное пение, в текущее время встречается довольно изредка), танцевальная форма цикидула, искусство певцов ридза.
Более быстрое развитие музыкальной культуры происхо¬дит при короле Радаме I, который приглашает группу профес¬сиональных преподавателей из Европы для обучения азам музыкальной грамотности богатых авторитетных малагасийцев. В 1821-22 гг. маленькие группы малагасийцев направляются на полуостров Маврикий и в Великобританию с целью увеличения собственного профессионализма и исследования других культур. В 1824 г. британцы завозят на полуостров пианино, которое сразу становится преимуществом малагасийской знати. Обычный люд наслаждается игрой или на местных обычных музыкальных инструментах, или на аккордеоне, тогда же завезенном иноземцами на Мадагаскар. Миссионер Джеймс Ричардсон начинает преподавание сольфеджио. Равномерно формируется прослойка проф музыкантов, профессия придворного музыканта становится наследственной. В отличие от культовой и обрядовой музыки обычного населения, музыка при дворе короля носила религиозный и придворный нрав. Музыкальных школ было малость, и существовали они в главном в центральных районах острова. С течением времени при дворе короля создается Царский оркестр ― «Музыка Короля», который в 1896 г. был преобразован в «Музыку генерального Правительства», а потом был переименован в ансамбль «Музыка Верховного Генерального Комиссара острова». В наши деньки его преемником является ансамбль «Музыка Правительства», который исполняет песни и гимны патриотического содержания.
После колонизации острова французами в конце XIX века при царице Ранавалуне III происходит предстоящее ослабление тради¬ционных начал в малагасийской музыкальной культуре, усиливается воздействие традиций европейской музыкальной культуры. Элементы христианства попадают в классические культы, распространяются жанры европейской культовой музыки и соответственно больше употребляется европейский музыкальный инструментарий: гитара, аккордеон, скрипка, мандолина, гитара и др. Ведется профессио¬нальное обучение игре на этих инструментах. Вводится система европейской нотации.
Сначала XX века зарождается 1-ая композиторская школа. Посреди самых ярчайших представителей этой школы можно именовать композиторов Ж. Д. Рабеманатара, Б. Рабаридзауна. На это время приходится бум популярности музыкального жанра «Ирина гаси», в нем слились черты обычного малагасийского театра и элементы французского мюзик-холла (сочетание сольных, хоровых эпизодов, акробатических номеров и речи ведущего ― кабари).
Завоевание политической независимости полуостровом в 1960 г. содействует предстоящему прогрессивному развитию музыкальной культуры Мадагаскара. Вопросами ее развития занимаются сделанный в 1964 г. Институт драматического и народного искусства и Министерство культуры Мадагаскара. Повышенное внимание в это время уделяется исследованию и сохранению обычного наследства. В учебных заведениях открываются отделения искусств, проводятся фестивали классической музыки и конкурсы. Посреди самых узнаваемых обществ сих пор стоит именовать «Государственный ансамбль песни и танцев Мадагаскара» под управлением П. Ралайариманана, который приезжал Россию в 1979 году и выступал в театре «Эстрада».
Шестидесятые годы были отмечены возникновением на Мадагаскаре рока и поп-музыки на британском и французском языках. Было стильно петь на зарубежных языках, в особенности в Центральных районах острова. Посреди ярчайших звезд этого направления Рабесон, Рахуэрисон, Радзафи. Они все представляли джазовое направление рока.
Выполнение песен на родном малагасийском языке в особенности интенсивно начинается с 1972 г. Конкретно в это время зарождается группа «Махалеу», которая в собственных песнях восстает против засилья чужого языка и ритмов, и начинает поиски собственных форм музыкального выражения, соответственных государственной музыкальной культуре Мадагаскара. Основоположником группы становится певец Дама. Конкретно «Махалеу» в первый раз в 70-е годы начала выполнение песен на мала-гасийском языке и в этом большая награда ее управляющего. Самая популярная песня Дамы «Такси Бруси» становится типичным народным гимном. И в наши деньки группа «Махалеу» не утратила собственной популярности, а Дама, работая над сольными проектами, продолжает придумывать музыкальные композиции для группы вместе с известным гитаристом Д’Гари.
В семидесятые годы самую большую популярность завоевывает ритм салеги, пришедший с севера от народности сакалава, который был взят из музыкальной культуры народов, населяющих острова Индийского океана. Ритм салеги очень мелодичен, под него пляшут вдвоем и группами. Ярким исполнителем в стиле салеги считается Русси, певец и композитор, также виртуозный исполнитель. Конкретно в его аранжировках малагасийские народные инструменты в первый раз гармонически зазвучали совместно с современными. Необходимо отметить, что 1-ые проф записи музыкальных произведений в стиле салеги появились исключительно в 90-е годы ― из-за вещественных проблем местных музыкантов в 70-е годы. Самые пользующиеся популярностью из их: «Бал кабуси» и «Сира-Сира».
В следующие годы в музыкальной культуре Мадагаскара возникает много других, самых различных стилей музыкального выполнения: басесе и малеса ― на западе, цапики ― на юге, саува ― в районе Центрального Плато. Другими словами идет предстоящее усовер¬шенствование форм музыкального выполнения. Ведущая современная фольклорная группа «Бендза Гаси», которую возглавляет певица Ханитра, популярная далековато за пределами Мадагаскара, употребляет в собственном репертуаре практически все обозначенные выше стили.
Восьмидесятые годы в истории музыкальной культуры малагасий¬цев ― выход на международную арену таких прекрасных ис¬полнителей малагасийской музыки, как Рики, Дзаудзуби, Режис Жизаво, Радзери, Жюстен Вали, Тарика. Обычная музыка все активнее пропитывается модными западными стилями. Возникно¬вение стиля «вакудзазана» ― смешение обычных ритмов (вакука) с джазовыми (дзази) ― колоритное тому свидетельство. 1-ый рок-фестиваль в истории Мадагаскара состоялся в 1984 г.
На современном шаге развития на музыкальную культуру острова наибольшее воздействие оказывают мелодии и ритмы Южной Африки, европейские, южноамериканские жанры: поп, рок, джаз, рэп, рэгги, конголезский сукус. Невзирая на настолько существенное воздействие снаружи и тесное взаимодействие со многими музыкальными культурами мира, музы¬кальная культура Мадагаскара остается уникальной в собственном роде.
Завершая рассказ о музыкальной культуре Мадагаскара, хотелось бы кратко тормознуть на музыкальном инструментарии острова и упомянуть имена самых узнаваемых малагасийских исполнителей.
Музыкальный инструментарий Мадагаскара достаточно разно¬образен. В наше время он насчитывает 10-ка два наименований. Главные из их, непременно, ― валиха и кабуси. Эти два музыкальных инструмента можно повстречать всюду, путешествуя по острову. Валихе отдавали предпочтение обитатели Центрального Плато и прилегающих к нему районов. Традиционная валиха представляет собой трубчатую цитру ― струнный щипковый инструмент цилиндри¬ческой формы. Ствол ее, обычно, изготовлялся из бамбука, а в наше время может быть и из дерева, и из металла. Заглавие валихи варьируется от провинции к провинции острова: «манибула», «валиха вата», «бетуруки», «марувани», «вадиха». Струны могут быть сделаны из сизаля, пластика, металла («валиха дзихи ви»). Обычно, валиха имеет 16-18 струн и спектр 2-3 октавы. Валиха, предположительно родом из Индонезии. На ранешном шаге собственного возникновения она служила инвентарем при выполнении ритуальных и обрядовых мелодий и песен. До XIX века, т. е. пока не были завезены на Мадагаскар европейские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, гитара и др.), валиха числилась аристократическим инвентарем. С валихой отлично смешивается гитара и флейта. Самый узнаваемый исполнитель на валихе ― Сильвестр Рандафисон ― один из знатных членов трио «Ни Анцали», а самый способный мастер по изготовлению валих ― Рене Рамилиндзатуву. Его мастерство понятно далековато за пределами острова. Не считая него стоит упомянуть таких мастеров как Морисон Халисон, Ракутундзафи и Радзери.
Кабуси занимает 2-ое почтенное место в малагасийском инстру¬ментарии. Заглавие свидетельствует об арабских корнях его про¬исхождения, предположительно ― от арабского слова «кюбюз», и переводится как «укороченная лютня». Похожую можно повстречать в Египте. Обычно, такая лютня имеет 5-6 струн. Ряд исследо¬вателей считает, что этот инструмент больше всего припоминает гавай¬скую гитару. Особенной популярностью пользуется этот инструмент у молодежи острова. Он обширно всераспространен в творчестве народов северо-запада Мадагаскара: танала и бецилеу. По конструкции он очень идентичен с лукангой (малагасийская лютня).
Так как не существует какой-нибудь специальной научной систематизации малагасийских инструментов, ограничимся обычным перечислением этих инструментов и сравним их с другими похожими музыкальными инструментами.
К числу обычных малагасийских инструментов также отно¬сятся «дзедзи» ― цитра, ее разновидность «дзедзи лава» припоминает бразильский беримбау. «Луканга», судя по показаниям евро-пейских путников, также как и кабуси, имеет арабское происхождение. Это смычковая лютня, более всераспространен на полуострове ее вариант под заглавием «луканга вуатаву», т. е. трехструн¬ная лютня с резонатором из тыквы. В процессе собственного развития луканги имели различную форму корпуса, у современных ― гитарообразный корпус. Совместно с тем нередко в исследовательских работах можно повстречать понятие «лукангам- базаха», что значит европейская гитара. Более попку¬лярна на Мадагаскаре и поперечная флейта ― «судина». Флейты как и валихи бывают древесные, буковые, железные. «Таитаи» ― малая продольная флейта, обычно, древесная. Употребляется для проигрывания пения птиц. «Фарари» ― детская дудочка из бамбука с 3-мя гнездами. Барабаны на Мадагаскаре представлены довольно обширно, как и в Африке: «ампунгалахи», «ампунга вилани», «хазу-лахи», «лангуруани», «нлапа», «тари». Ритмический фон делают в малагасийской музыке «такурицика» ― кастаньеты, «атранатрана» ― ксилофон, один из древних музыкальных инструментов Мада¬гаскара, погремушки ― «куринцана», трещотки и веники ― «кифафа», также щетки ― «киамбарамбу».
Эталоны ведущих музыкальных инструментов малагасийцев заботливо хранятся в Музее искусств и археологии Института, во Дворце Андафиаваратра (Дворец премьер министра) в столице Мадагаскара городке Антананариву. С некими из их можно ознакомиться в Музее Хорнимана в Великобритании, в Музее Человека и в Музее Музыки в Париже, в Музее Народного искусства в Австрии.
Необходимо отметить, что в итоге оживленного развития музы¬кальной культуры Мадагаскара и прогрессивной ассимиляции в течении веков классической музыки с новыми забугорными ритмами на Мадагаскаре появилось довольно много реальных музыкальных звезд: Самми Рацафанахи ― саксофонист, исполняет мелодии в стиле регги и салеги. Ему удалось собрать вокруг себя таких звезд, как Сета ― флейтист и Радзери ― виртуозный исполнитель на валихе. Наилучший аккордеонист Морде Жизаво, лично знакомый с известнейшим аккордеонистом Ришаром Галльяно, известные гитаристы Этьен Рандрианасулу (Д' Гари) и Этьенн Рамбуатиана (Бубуль), Эрик Манана ― профессиональный гитарист, плодовитый композитор, участник многих ансамблей ― «Лулу си ни Тарини», «Целунина», «Феу Гаси». Они все показывают свои заслуги в выполнении классической и современной музыки не только лишь снутри страны, да и далековато за пределами острова, интенсивно участвуют в разных интернациональных фестивалях и концертах, продвигают малагасийскую музыкальную культуру далековато за границы острова.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела