Бузука в музыкальной культуре
В почти всех музыкальных культурах находятся инструменты лютневого типа. На Ближнем Востоке это сначала уд, турецкий саз. В культуре европейской – сама лютня, мандолина и бессчетные от нее производные – октавная мандолина, мандола, мандочелло. А в Южной Америке есть и таковой экзотичный инструмент, как чаранга. Меж Турцией и Европой лежит Греция, и там образовалась своя обычная музыкальная культура, основанная на того же типа струнных инструментах. Главный инструмент в этой культуре, ранее незаслуженно позабытый, а на данный момент узнаваемый огромному количеству любителей музыки со всего мира – бузуки.Грушевидная либо округлая верхняя дека, круглая нижняя дека (резонатор), длиннющий гриф, сдвоенные струны – вот признаки реального греческого бузуки.
Более обширно бузуки всераспространен в 2-ух странах. И если в Греции его популярность полностью явна, то распространённость бузуки посреди ирландских музыкантов вызывает у многих вопросы.Но начнём с начала, с родины олимпийских богов, Одиссея и Гомера.
Бузуки в Греции
Фольклористы и исследователи до сего времени спорят, откуда же произошел этот инструмент.
Есть несколько точек зрения. Одни учёные считают, что корешки инструмента простираются к лютням Персии и Византии, другие – что бузуки произошел от турецкого саза, и само заглавие инструмента всходит к слову «бузук саз».
Вообщем, в Греции было и существует до сего времени целое семейство схожих инструментов, отличающихся друг от друга разными деталями – количеством струн, ладов, тонкостями опции, некими элементами корпуса. 2-ой по популярности после бузуки инструмент из этого семейства – баглама, он же и самый небольшой. Его длина обычно 30-35 см, и на него ставятся три сдвоенные струны, как и на большой бузуки.
Понятно, что каких-либо установленных размеров в народе не было и быть не могло, потому инструменты были бы короче, длиннее, толще либо уже тех, что мы лицезреем на данный момент. Соответственно варьировался и звук. С внедрением рынка во все сферы жизни, мастерам, производителям и музыкантам пришлось унифицировать инструмент, но, все же, некие различия в конструкции могут существовать и до сего времени, хотя уже и не оказывают влияние на звук так кардинально, как ранее.
Во времена ручного (а не конвейерного, как на данный момент) производства багламы часто делались из подручных материалов – панцирей черепах, тыкв, даже из солдатских фляжек. Короче говоря, всего, что имело полукруглую форму и могло служить резонатором.
Исторические макеты современных представителей этого семейства известны в Греции уже с 5-ого века. Многие историки и современники отмечали в собственных записях выступления «пандуристов», как называли тогда играющих на «пандуре» - одном из предшественников бузуки, наследнике лютни. «Пандура» (либо «пандора») и доныне делается мастерами, но употребляется сейчас только в ансамблях средневековой музыки.
Гашиш, бузуки и два ствола
История греческого бузуки навечно связано со словом «рембетико». Культура «рембетико» расцвела в кутузках и курильнях гашиша в приморских городках Эгейского моря (Смирна, Салоники, Пирей) сначала 20 в., достигнув собственного зенита меж 2-мя глобальными войнами.
Рембетико ведет свою родословную от тюремных песен, самые ранешние из которых были записаны зарубежными путниками в Греции еще посреди 19 в. Сам жанр представляет из себя песни городского преступного дна. Это баллады наркоманов, уголовников, маргиналов и вообщем всяких асоциальных личностей. Расцвет андеграундных песен-рембетика – это период с 1922 до 1936 годов.В это время бузуки получил статус любимейшего инструмента в андеграунде. Мещанины принимали его только как элемент преступного мира, и если мама лицезрела в руках у отпрыска бузуки, это могло означать только одно – отпрыск решил стать бандитом.
В тридцатые годы наркотики были запрещены и их употребление агрессивно преследовалось. Посреди преступного андерграунда получили огромное распространение «текес» - незаконные курильни гашиша, где собирались люди, объявленные вне закона. Конкретно там и звучали бузуки и пелись баллады про нелегкую жизнь наркоманов и бандитов.
Обычный ансамбль включал в себя певца, два бузуки, исполняющих, соответственно, мелодию и обычный аккомпанемент, и, время от времени, дополнительно аккомпанирующую им багламу. Тексты песен, обычные для городской преступной культуры, были о наркотиках, любви, деньгах, погибели и иных так же фаворитных вещах. Естественно, применяемая ими лексика не отличалась многообразием и не блестела поэтикой. Песни часто базировались на общеизвестных мелодиях, и, таким макаром распространялись по стране – как и во всех обычных музыкальных культурах. Посреди известнейших игроков на бузуки тех пор можно выделить Маркоса Вамвакариса и Иоанниса Папаиоанну.
С течением времени, репутация рембетико поменялась, бузуки стал популярен посреди не только лишь уголовников, да и обычных любителей музыки. Это вышло почти во всем благодаря музыканту и композитору Василису Цицанису. Цицанис немного вестернизировал звучание бузуки, придав музыке понятные большинству гармонии, и значительно смягчил грубую простонародную лексику и смысл ранешних песен. Он стал первым национально известным исполнителем на бузуки, и сделал так, чтоб инструмент стал восприниматься не как обязательная принадлежность бандита, но как часть народной греческой музыкальной культуры, которой стоит гордиться. На его похоронах в 1983 г., двести тыщ людей с музыкальными инструментами в руках заполнили улицы Афин.
Посреди многих виртуозов, ставших последователями Цицаниса, был Манис Хиотис, внесший существенное изменение в инструмент, очень повлиявшее на звук. В 60-х годах к трем уже имевшимся сдвоенным струнам он добавил четвертую. Нововведение добавило инструменту спектра и общей гибкости, сделав звук бузуки хотя бы относительно конкурентоспособным по отношению к гитаре, завоевавшей к тому моменту все вероятные музыкальные рынки.
Необходимо отметить, что сейчас в Греции существует движение «За упрощение бузуки», упирающее на то, что реальный греческий бузуки должен быть трехструнным, а добавление четвертой струны только попортило инструмент, сделав его еще одним коммерческим эмблемой и обыденным элементом рынка, уничтожив национальную идентичность.
В текущее время греческая музыка очень популярна на рынке, и бузуки заходит в число самых узнаваемых народных инструментов, почти во всем благодаря работе греческого композитора Микиса Теодоракиса, и, совместно с ним, многим другим инструменталистам и исполнителям народных песен. Выпускаются альбомы, создаются ансамбли, поются песни, в том числе и в жанре «рембетико», фактически очистившемся от уголовных коннотаций и ставшим жанром, который совершенно точно ассоциируется с определенным и известным нам инвентарем.
Бузуки на собственной родине живо как никогда, пусть даже эта живость несколько искусственна и почти во всем рассчитана на туристов и мейнстрим-рынок «экзотичной» народной музыки. Той, что не грех слушать в кафе и приобрести диск в турпоездке по Греции, а позже повытрепываться сотрудникам по работе экзотическим приобретением. За пределами страны инструмент все так же остается экзотикой, одним из многих увлечений музыкантов-струнников, которые упрямо возрождают старенькые формы и делают новые.
Единственной государством, в какой бузуки приняли серьезно и ассимилировали в свою музыкальную традицию, стала Ирландия.
Бузуки в Ирландии
Времена фолк-возрождения на Английских островах принесли на музыкальный рынок новых людей, а с ними и новые идеи, потому логично, что в ирландской музыке появился и остался настолько нетипичный для этой традиции инструмент. В особенности если учитывать, что не считая арфы струнных инструментов в ней в особенности и не было. Гитара и банджо появились в Ирландии фактически сразу с бузуки и на данный момент употребляются даже пореже. Далековато не всегда в ирландской фолк-группе можно повстречать гитару, а вот бузуки употребляется повсевременно.
В Ирландии бузуки появился с подачи Джонни Мойнихана, музыканта и тусовщика конца 60-х. Мойнихан смог поучаствовать в самых значимых музыкальных проектах тех пор – Sweeney’s Men, Planxty, De Danann, но нигде длительно не задерживался. Схожий склад человека и музыканта вообщем достаточно нередко встречается в Ирландии. Можно быть восхитительным инструменталистом, но иметь омерзение к игре в группе, концентрируясь на пиве и сейшенах, на совершенствовании мастерства и игре для друзей и малочисленных слушателей, время от времени записываясь с теми же друзьями, альбомы которых уже стали платиновыми. Неплохой пример такового человека – это величавый ирландский скрипач Томми Пиплз. Таким был и Джонни Мойнихан.
В конце 60-х друг привез Мойнихану четырехструнный бузуки из Греции. Он показал экзотичный инструмент Энди Ирвину, и тот, большой любитель гитары и мандолины, серьезно увлекся новинкой. Ни один последующий проект Ирвина, ставшего одним из самых узнаваемых ирландских музыкантов, не обходился без бузуки. Ирвин поделился мыслями с Доналом Ланни, ставшим в дальнейшем наилучшим ирландским бузукистом и большим продюсером. Эти люди пронесли собственный энтузиазм и любовь к инструменту через десятилетия, и было бы удивительно, при всем их воздействии на ирландскую музыку, если б бузуки не стал для многих эталоном де-факто.
Нужно отметить, что греческое четырехструнное бузуки настраивается в CFAD*. Ирландские музыканты адаптировали инструмент под GDAE и GDAD, потому что это лучше подходило для инструментального ансамбля с внедрением мандолины и мандолы. Они также изменили форму, по аналогии с мандолиной, сделав резонатор плоским – для усиления громкости звучания. Все трое, Ирвин, Мойнихан и Ланни, игрались на четырехструнных инструментах. Фактически сразу с ними Алек Финн, один из основоположников и бессменный фаворит известнейшей группы De Danann, начал играть на трехструнном бузуки, настроенном по традиционной греческой схеме в DAD.
В текущее время без бузуки не обходится фактически ни один сейшен в Ирландии, и многие фолк-группы обширно употребляют этот инструмент в аранжировках. Из более узнаваемых – Altan, Dervish, Bothy Band, Boys of the Lough, Patrick Street и многие другие.
Шотландские группы, переняв почти все у ирландцев, также ввели в свои аранжировки этот инструмент, но, употребляют его все-же еще пореже. Посреди шотландских групп, в звучании которых делается значимый упор на бузуки, можно выделить восхитительную (и почти во всем культовую) группу Battlefield Band.
Ирландия -> Америка
Любопытно, что за пару лет до того, как бузуки попал в Ирландию и инкорпорировался в ирландскую музыку, к инструменту показали энтузиазм южноамериканские музыканты. Поначалу это были вялые пробы включить бузуки в разные авангардные стили музыки начала 60-х. После того как бузуки получил циклопическое распространение в Ирландии, америкосы заинтересовались им серьезно.
Америкосы питают некую слабость к различным струнным – недаром конкретно в американской музыке получили большое развитие банджо и мандолина. А где есть один струнный инструмент – там есть и десяток. Стоит направить внимание, что в Америку попал уже конкретно ирландский вариант бузуки, т.е. с плоским резонатором и в мандолинном строе. Энтузиасты очень стремительно популяризировали новый инструмент посреди любителей народной (и просто неплохой) музыки – за счёт необычного звучания и комфортного строя.
Посреди более узнаваемых американских исполнителей на бузуки – Джеральд Тримбл, записавший несколько увлекательных сольных альбомов, в том числе, совместно с бывшим участником Silly Wizard, скрипачом Джонни Каннингемом.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела