Репертуар Британского рожка
На первых порах собственного существования британский рожок мог по желанию исполнителя заменяться на другие, идентичные с ним инструменты семейства гобоев, так как композиторы практически не писали музыки специально для него. Самостоятельные партии для британского рожка начали появляться с 1740-х годов. Одним из первых композиторов, использовавших этот инструмент, был Глюк, в том числе в опере «Орфей и Эвридика». В симфонической музыке британский рожок появился в первый раз у Гайдна. Посреди других композиторов, писавших для британского рожка во 2-ой половине XVIII века, ― Йозеф Штарцер и Михаэль Гайдн, также сами исполнители ― Йозеф Фиала, Игнац Мальцат и др.
Одним из более выдающихся исполнителей на британском рожке в XVIII веке был Филипп Таймер, младший из трёх братьев, игравших на гобое. Для их трио написан ряд произведений композиторов-современников, в том числе, может быть, Трио, op. 87, Бетховена. Другим известным исполнителем был Джузеппе Ферлендис, игравший на инструментах работы венецианского мастера Андреа Форнари.
Обширно употреблялся британский рожок в операх итальянских композиторов ― Доменико Чимарозы, Томазо Траэтты, Джузеппе Сарти и других. Конкретно в их творчестве утвердился лирический, певучий стиль письма для британского рожка, в противоположность господствовавшему до того виртуозному началу. В XIX веке эти традиции развили Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, у каких британский рожок часто употребляется в драматических эпизодах.
Во Франции британский рожок появился исключительно в начале XIX века. Первым большим исполнителем на нём был Гюстав Вогт, гобоист оркестра Гранд-опера. Для него Россини написал соло в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль». Вогт совместно с мастером Гийомом Триебером участвовал в усовершенствовании конструкции инструмента.
Первым из германских композиторов-романтиков, включившим британский рожок в свои партитуры, был Рихард Вагнер, слышавший этот инструмент в Париже. В операх «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» британский рожок подражает пастушьим наигрышам, а в «Лоэнгрине» употребляется уже не только лишь для особых эффектов, да и как настоящий оркестровый инструмент с самостоятельной партией. Партии британского рожка также встречаются в произведениях Шумана и Листа.
В симфонических произведениях XIX века британский рожок также исполнял эпизоды в большей степени пасторального либо меланхолического нрава. В Симфонии d-moll Сезара Франка у британского рожка самостоятельная оркестровая партия и пространное соло во 2-ой части. Нередко поручал этому инструменту сольные эпизоды Дворжак, один из самых узнаваемых ― во 2-ой части Девятой симфонии («Из Нового Света»). В симфонической легенде Яна Сибелиуса «Туонельский лебедь» британский рожок, солирующий на фоне приглушённого звучания оркестра, создаёт образ чёрного лебедя ― проводника в загробный мир. Тембр британского рожка часто употреблялся композиторами для изображения экзотичных восточных интонаций, напоминающих звучание азиатских и ближневосточных язычковых инструментов (Сен-Санс, опера «Самсон и Далила»; Бородин, симфоническая картина «В Средней Азии» и др.)
В XX веке британский рожок стал применяться не только лишь как оркестровый, да и как сольный инструмент. В оркестре более известные соло принадлежат Л. Яначеку (рапсодия «Тарас Бульба»), Х. Родриго (Аранхуэсский концерт), С. Рахманинову (поэма «Колокола»). Посреди сольных произведений для британского рожка ― Пастораль Картера (1940), Соната Хиндемита (1941), Концертино Вольфа-Феррари (1947), Концерт Васкса (1989) и др.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела