Альт
На вопрос, что такое альт, чуть не все отвечают: «Это скрипка, только побольше».
Таковой ответ верен, если подразумевать только форму инструмента, его внешний облик. Но альт имеет собственный соответствующий тембр, не схожий на звучание никакого другого инструмента, потому считать его всего-навсего большой скрипкой нельзя.
История альта драматична. Ему не везло, ну и на данный момент не очень везет.
Дело в том, что корпус альта', если делать его по акустическим расчетам, исходящим из строя инструмента, должен быть достаточно огромным — около 46 см в длину. Возрастает, конечно, и длина грифа. И чтоб играть на таком инструменте, музыкант обязан иметь длинноватые и сильные пальцы. А это бывает изредка.
Вы спросите: как же тогда играют на виолончели и тем паче на контрабасе — ведь эти инструменты намного больше альта?
Здесь есть существенное отличие. Левая рука скрипача и альтиста делает сходу два дела: придавливает струны к грифу и поддерживает инструмент. Левая рука виолончелиста и контрабасиста от этого второго дела освобождена — их инструменты имеют другую опору.
Если б альтист мог свободно держать руку над грифом, никаких заморочек не было бы. Но его большой палец всегда должен оставаться понизу, под грифом, а другие пальцы приходится тянуть, в особенности при игре в том месте грифа, которое находится над корпусом инструмента. Делать это на длинноватом альтовом грифе не так просто. Потому у альтистов появилось естественное рвение уменьшить размеры собственных инструментов.
Кремонские мастера делали огромные, акустически правильные альты, и звучали они удивительно. Но выходила феноминальная вещь: если скрипач всегда грезил о неплохой скрипке и находил ее, то альт, напротив, сам находил музыканта и далековато не всегда находил его. Музыканты отторгали огромные, отлично звучащие альты и заказывали для себя инструменты гораздо меньше. Равномерно сложилось мировоззрение, что на большенном альте вообщем ihmioi можно играть. Мастера, отвечая спросу музыкантов, стали создавать альты-недомерки с гнусавым и приглушенным звуком. Даже Антонио Страдивари в конце концов пошел на компромисс с своим мастерством и стал делать мелкие альты, ненамного крупнее скрипки. Звучали они, естественно, ужаснее и его скрипок, и огромных альтов.
Из-за всего этого репутация альта к восемнадцатому веку приметно поколебалась. На нем стали играть в большинстве случаев неудавшиеся скрипачи, а композиторы остерегались поручать альту суровые партии в оркестровых произведениях.
Но кое-кто не желал мириться с таким положением. К примеру, мастер Жан Вильом (тот, который делал по заказу Феликса Савара скрипку-ящик) выстроил большой инструмент в то время, когда чуть ли не все считали, что реальный альт ушел в прошедшее и уже никогда не возвратится. Инструмент вышел красивый, но... на нем опять-таки никто не возжелал играть. Альт Вильома попал в музей, так и не узнав жизни в музыке.
Но постепенно и композиторы стали пересматривать свое отношение к альту. Начало положил Кристоф Глюк, поручив альту главную мелодию в одном эпизоде собственной оперы «Альцеста», а позже равномерно альт занял в оркестре то положение, которое и было ему определено еще кремонцами.
Дирижеры закончили вытерпеть скрипачей-неудачников в роли альтистов и начали добиваться от исполнителей на альте настоящей музыки.
На данный момент в неких оркестрах, не считая обыденных требований к музыканту, играющему на альте, есть и такое: корпус его инструмента должен быть не короче 42 см. Это уже близкий к расчетному альт, но еще не полный, так что некий компромисс остается.
Альт не настолько популярен, как скрипка либо виолончель. Да, он пол ноправный участник симфонического и камерного оркестров, он обязательно заходит в струнный квартет, но сольные концерты альтистов устраиваются не так нередко. Зато если кому-нибудь из вас получится побывать, на таком концерте, да еще если в руках у музыканта будет реальный большой альт, воспоминание остается незабвенное.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела