Бубен шамана
Шаманские ритуалы сопровождаются ударами в бубен, который держат за ручку и извлекают звук, ударяя по мембране колотушкой. Сейчас осталось не достаточно реальных шаманов и реальных бубнов. Большая часть бубнов за пределами музеев являются современными копиями, как, к примеру, экземпляр, представленный на рисунке. |
Прослушивание: | |
|
|
Наименование | Бубен шамана |
Категория | Ударные |
Материал | Древесный корпус с кожаной мембраной |
Габариты | Разный: Представленный экземпляр имеет поперечник 18 дюймов (45 см). |
Происхождение | Шаманский бубен употребляется везде за арктическим крутом Европы, Азии и Северной Америки. Его также можно повстречать в неких регионах, расположенных южнее, включая Сибирь, Монголию и поселения американских краснокожих. |
Систематизация | Мембранофон - инструмент, производящий звуки благодаря вибрации натянутой кожи. |
Увлекательный факт | Слово "шаман" обозначает человека, способного вступать в контакт с духами. В неких культурах всераспространено поверье, что шаман добирается в мир духов на собственном бубне. |
Шаманский бубенШаманский бубен является атрибутом сильных шаманов. Известны шаманы, не имеющие бубнов и всю жизнь камлающие с помощью варгана (хомуса) либо с помощью древесного жезла. Материалом для производства бубна обычно служит лиственница, из которой делают обод. На обод с одной стороны натягивается шкура пачкала либо оленя. Вовнутрь обода также прикрепляется древесная резная ручка и поперечная планка, на которую вешаются стальные подвески и ленты. Для шамана бубен - это крылатый жеребец, на котором он совершает свои путешествия, которого он кормит молоком и аракой. Ускоряя бой колотушкой в бубен шаман подгоняет жеребца, заставляя его подниматься все выше и выше , замедляя бой, он ворачивается назад. В любом случае, путешествует шаман в верхний либо в нижний миры, его путешествие связано с чувством полета и прохождением через некие "слои" действительности. Про неких шаманов молвят, что они за свою жизнь загнали 6 жеребцов, т.е. сменили 6 бубнов. Когда шаман делает новый бубен, он проводит особый ритуал, именуемый оживлением жеребца - бубна. Варган у шаманов именуется маралом либо малым жеребцом, на нем нельзя летать в верхний мир, а только посреди гор среднего мира. Шаманский бубен является макетом для буддийского барабана. Отсюда исходят представления о волшебных возможностях бонских лам летать верхом на барабанах. |
Музыкальные инструменты в шаманизмеМузыка и музыкальные инструменты, песни имеют в шаманизме большущее значение. в качестве примера можно привести камлат (бубен) который является не просто инвентарем, да и средством путешествия в другие миры, также употребляется для управления духами-помошниками, либо песни духа (икорос - Южная Америка) которые нужны для контакта с духами (либо те же пейотные песни). |
Бубен в шаманской традицииБубен в шаманской традиции В Мире Шамана предмет, который мы обычно называем бубном, представляет собой не обод, на который натянут кожаный лоскуток -- но живое существо. Относительно того, как конкретно происходит работа шамана при использовании бубна представления расползаются. Часть источников упоминает музыку бубна как Клич для духов-помощников во время камлания. Другие исследователи считают, что это просто метод сделать вибрацию и опустить себя и окружающих в транс. И ,в конце концов, третьи упоминают о том ,что находясь в модифицированном состоянии сознания, шаманы лицезреют бубен в виде другого предмета. Вероятнее всего, мы имеем дело с 3-мя качествами 1-го и такого же явления, описанного с различных точек зрения. В большинстве напевов, шаманских сказаний бубен именуют "жеребцом", " лошадью", "оленем", даже "оленьей упряжкой", время от времени -- "нартой". К слову сказать, в российском языке мы обычно используем слово "нарты" по аналогии со словом "сани"( множественное число), хотя в специальной литературе принято "нарта" --женский род единственное число. При всем этом, очевидно это не просто нарта--сани, неодушевленный предмет, но упряжка совместно с собаками. Обычно в упряжке все таки олени (точнее, оленихи), но время от времени шаман может просить посодействовать для себя и хаски. Для чего шаману упряжка? Очевидно, для путешествий-- конкретно на собственном резвом и легком бубне шаман взмывает в Верхний Мир и падает в Нижний. (Кстати, путешествия по Нижним Мирам никак не всегда вовлекают бубен в обряд). Таким макаром, бубен не просто метод, средство попасть в другие миры, да и возможность возвратиться оттуда. Потому-то древнейшие крепко связывали актуальную силу шамана с его бубном. Это была не просто сила, но способность управлять собой, камланием и , как следует, своими передвижениями повдоль Мировой Оси. Если шаман погибал, то он уходил в другой мир уже безвозвратно-- поэтому и бубен уничтожали, умерщвляли, выпуская из него духов, превращая его из магического оленя либо нарты в предмет: обечайку (обод) и кожу. Обычно бубен протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана: таким макаром дополнительно отмечалась особенная могила, которую не просто нельзя было беспокоить, да и приближаться к ней без особенного повода не следовало. Если захоронение шамана имело вид не кургана либо могильника, а ,скажем, хижины либо юрты , то бубен его вешали или у входа в качестве знака, что тут лежит конкретно шаман, или (пореже) рядом с дымовым отверстием. Обычно бубен делали неприменимым, но время от времени в сказаниях мы встречаем упоминания о том, как герой находит "выморочную ( "нехорошую", "дурную", "пустую" и т.д.) деревню" и случаем ( либо преднамеренно) беспокоит дух шамана деревни. В частности--прикасаясь к бубну, насаженому на кол у входа в его жилище-гробницу. |
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела