Беримбау - история
Зазвучало беримбау …
Давайте начнём игру капоэйра.
Звучит беримбау…
Играем капоэйра Ангола.
Одним из самых таинственных явлений, равно как и неотъемлемой частью капоэйры, является музыка. Без неё мы никогда не смогли бы узреть саму капоэйру и, тем паче, понять её глубину. Музыка капоэйры помогает игрокам собраться, сфокусировать своё внимание, соединить сознание и тело в едином темпе. Это позволяет капоэйристу проделывать сложные движения и получать большущее наслаждение от самой игры. Тут требуется роль всех – и тех, кто играет на инструментах, и тех, кто стоит в кругу и хлопает в ладошки. Всё это питает не только лишь самих игроков, да и тех, кто просто втянутьён в это событие, каждому достаётся своя частица Аше.
Капоэйрист – это, сначала, тот, кто умеет отлично петь и играть на инструментах, пристально слушает музыку, ощущает её внутреннее содержание и умеет жить в этом. Практически каждый капоэйрист имеет собственное беримбау, о котором хлопочет как о живом существе. Он знает, как его использовать, чинить, как на нем вырезать отметины либо картинки, отражающие его нрав. Это как будто талисман, хранящий капоэйриста на этом пути. Беримбау ценит такое отношение и потому рождает воистину чарующие звуки. Каждый капоэйрист ведёт собственный диалог с беримбау и умеет настраивать его так, чтоб «иметь возможность уноситься совместно с ним на магических волнах звука капоэйры».
Берuмбау (berimbau) – один из древних волшебных инструментов. Вероятнее всего, ранее он совершенно не относился к капоэйре, а был обычным африканским музыкальным инвентарем. Но его воздействие на людей, в особенности при правильной игре, так очень, что остаётся только преклоняться перед этим инвентарем. Он обрушивает всю свою мощь на сознание, тело, место и время с силой океанской волны. Уплотненная аура, исходящая от музыкального лука, медлительно оплетает тебя. Ты и не осознаешь, как мощная мистика беримбау приручает твою душу.
Своими ритмами беримбау способно кардинально поменять состояние капоэйристов, зажигать огнь в животике подобно боевому рогу и неописуемо ускорять движения тела. «В такие моменты в твоем сердечко нет ужаса. Твой противник может штурмовать с хоть какой скоростью – его смертельные удары встречают только воздух. Тело вроде бы теряет свою вещественную оболочку, не оказывая сопротивления удару. Нападение и защита становятся одним. Массивные выпады безобидно проносятся мимо. Слушая команды беримбау, ты защищен».
Существует много видов инструмента беримбау. В Бразилии вы встретите его всюду, это практически государственная гордость. Возьмём, например, рынок Моделу в Баии, там вы увидите тыщи беримбау. Некие из их пестро раскрашены, другие очень ординарны и беспритязательны. Может быть, вы найдёте достойное беримбау, и оно будет звучать замечательно. Но, если вам необходимо беримбау, которое вы будете обожать и на котором вы будете представлять искусство капоэйры, вам необходимо обратиться к тому, кто знает и бережёт искусство производства беримбау, причём, непременно к капоэйристу, а еще лучше, к мастеру капоэйры.
Этот инструмент и до настоящего времени является неразгаданной потаенной капоэйры. Конкретно ему принадлежит главная роль в формировании современного вида капоэйры. Никто уже не знает, как появилось на свет это творение человека, но доподлинно понятно, что родиной его была Африка, потому что там были обнаружены некие макеты этого инструмента. Существует много легенд, сложенных в честь беримбау, легенд, в каких иногда соединяются сразу жизнь и погибель, танец и бой, краса и насилие. Осознать этот инструмент нереально, старенькые мастера молвят, что только тот, кто прошёл с ним половину собственной жизни, достоин тех способностей и силы, которые скрыты его Духом.
В древности только приготовленные люди могли играть на беримбау. В главном, ими были шаманы либо так именуемые «вояки Духа», которые могли принимать мир на грани обыкновенной людской действительности и мира магии. Когда такие люди игрались на беримбау, их внутренняя сила позволяла им по другому принимать мир вокруг нас. Во время игры на этом инструменте энергия и воля человека резонировали, усиливались и направлялись на раскрытие укрытых внутренних способностей человека. Так, например, средством определенных ритмов африканцы могли разговаривать с душами погибших протцов либо путешествовать в других мирах, где черпали информацию о прошедшем и будущем либо находили силу реального. Это было довольно массивное средство зания мира, в том числе, самого человека. Музыкант мог активизировать внутри себя хоть какой дух либо силу, будь то животное либо немыслимые существа из старых легенд. И если беримбау мастерил либо использовал человек, не прошедший посвящения, то он мог просто накликать неудачу либо захворать сам и, в конце концов, покинуть этот мир ранее времени.
Беримбау играет воистину важную роль в капоэйре, которую нереально переоценить. Обычно человек, играющий на беримбау, управляет родой. Во время жогу (jogo) беримбау – знак власти, потому в стиле Режионал не должно играть более 1-го беримбау. Это значит, что у роды есть командир, имеющий власть выбирать партнеров, начинать и заканчивать игру. Исключительно в особенных ситуациях мастер – владелец роды (dоnо da roda) – передаёт беримбау кому-либо еще: гостю либо специальному ученику.
Звук огромного количества беримбау может быть легче услышан в родах с огромным количеством людей. Но капоэйристам труднее следовать звукам инструмента, когда их несколько. Правда, три отлично отлаженных беримбау, как это повелось в капоэйре Ангола, могут отлично сочетаться, придавая музыке соответствующую специфику. Басовое беримбау – гунга (gungа) – держит основной ритм. Среднее по тональности беримбау – медиу (medio) – держит ритм, обратный основному. Беримбау высочайшей тональности именуется беримбау виола (viola), его задачка – делать ритмические варианты.
Как выразился мастер Бимба, «нереально обучаться капоэйре без беримбау». Его ритм позволяет ученику выработать острое чувство ритма и положения тела, также способность двигаться плавненько и многообразно. Добавим к этому слова мастера Паштиньи о том, что «беримбау – 1-ый учитель для капоэйриста». Эта особенность делает капоэйру уникальной посреди боевых искусств.
Точно непонятно, когда беримбау начали использовать в капоэйре. Но по имеющимся историческим заметкам можно сделать некие выводы о времени его возникновения. В 1835 году Мориц Ругендас, европейский живописец, после путешествия по Бразилии написал книжку «Malerisch Reise in Braslien», где есть картина со последующим комментарием: «У темных есть другое боевое времяпровождение, куда более ожесточенное – капоэйра. Она представляет собой поединок меж 2-мя противниками, бросающимися друг на друга, точно два козла, которые пробуют столкнуться вместе грудью, чтоб сшибить противника. Они отражают атаки, останавливая их телом либо уходя от их в качественных прыжках. Но нередко случается, что они сталкиваются головами, и игра перерастает в кровавое побоище». Беримбау не находится ни в тексте, ни на рисунке Ругендаса, изображающем игру. Но с другой стороны, приблизительно в то же время француз Жан-Батист Дебре упомянул беримбау в собственной книжке «Viagem Pitoresca е Historica ао Brasil» («Живописное и историческое путешествие в Бразилию»), где он именует его урукунгу (urucungo). Он не упоминает капоэйру в связи с беримбау. Описание картины, изготовленное Дебре, подтверждает одно из всераспространенных воззрений, что беримбау было введено в капоэйру позже, с целью скрыть боевые нюансы искусства. Все же, это всего только догадки, а правда, как обычно, остаётся за сценой.
Сначала пораженный множеством рабов на улицах Рио де Жанейро, посторонний наблюдающий, но, немедля замечает особый нрав пения и танца каждой из темных наций, которые перемешаны тут. Как правило это происходит на площадях вокруг фонтана (классические места встречи рабов), когда кто-либо, вдохновлённый тоской по родине, затягивает песню. Слушая глас собственного сородича, другие собираются вокруг певца и поддерживают каждый куплет «государственным хором» либо просто собственного рода плачем, кое-чем наподобие рефрена. Практически всегда зажигательные песни сопровождаются импровизированной пантомимой либо удачно разнообразятся зрителями, желающими выступить в центре круга, который формируется вокруг музыкантов.
Эти африканские трубадуры, чей репертуар богат любовными историями, обычно завершают свои доверчивые Строфы какими-нибудь похотливыми словами в сопровождении соответственных жестов – надежный метод вынудить аудиторию реветь от экстаза, перемежать рукоплескания свистом, выкриками, кривляньями и прыжками. По счастью, эти взрывы стремительно прекращаются, и все разбегаются, не хотя быть избитыми полицейскими дубинками…
В разных уголках мира есть похожие на беримбау однострунные музыкальные инструменты. На неких играют палочкой, на других – пальцами, некие помещают в яму в земле, к неким прикреплена тыква либо другой резонатор. Может быть, что этот музыкальный лук – один из древних инструментов. Об этом свидетельствуют наскальные картинки Ле Труа Фрер в Юго-восточной Франции, изготовленные пятнадцать тыщ лет до нашей эпохи. На одном из таких рисунков можно узреть человека, играющего на музыкальной дуге.
Этнологи расползаются во мировоззрении относительно происхождения слова беримбау, связывая его то с французским brimbale, то с африканским из Мандинки – bilimbano, то с африканским из Кимбундо – mberimbau. В Бразилии у него есть много имен: berimabu gunga, berimbau viola, berimbau de barriga, также наименее всераспространенные имена – orucungo, gobo, bucumbumba и macungo. На полуострове Гуам его именуют mbilimbau. На Кубе это sambi, pandiguaro, gorokikano, burumbumba, и там они употребляются в афро-кубинских религиозных церемониях.
Потому что нет сведений, что однострунные инструменты подобные беримбау использовались бразильскими туземцами либо португальцами, то можно представить, что в Бразилию его завезли африканцы. Более того, несколько народов в Африке употребляют инструменты, похожие на беримбау – с несколькими тыквами и одной струной. Невзирая на всю свою простоту, беримбау способно рождать самые разные ритмы. В капоэйре их именуют токес (toques). Каждый ритм имеет определённое значение. Некие из этих ритмов всераспространены в почти всех школах, а некие разрабатываются самими мастерами и играют только учениками их школы. Потому капоэйристы просто могут распознавать эти особенности, а в древности они даже общались их с помощью.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела