Варган - история
Варган (от лат. "organum", греч. "organon" - музыкальный инструмент) всераспространен по всему миру, имеет огромное количество модификаций и больше сорока разных заглавий.
Более употребимые наименования варгана: комуз (на Алтае), хомус (в Якутии), дрымба (на Украине, в Беларуси), кубыз (в Башкирии), зубанка (в Рф), шон-кобыз (в Казахстане), темир-комуз (в Киргизии, где слово "темир", что означает железо, отличает варган от струнного инструмента комуза). *
В Америке варган именуют "еврейская лира" - Jew's harp (Jew harp, Jew's harp, Juice harp). По сути, сами америкосы не могут разъяснить, почему варган - и вдруг еврейский. Связи с евреями у этого инструмента нет никакой. Большая часть музыковедов считают это слово ошибкой в словаре 19 века. Скорей всего, в заглавии имелась в виду Jaws harp - челюстная лира.
В различных странах варган именуют: Gewgaw в Британии, Maultrommel (маультроммель, ротовой барабанчик) в Германии, Mukkuri либо Koukin в Стране восходящего солнца, Kumbing либо kubing на Филиппинах, Scacciapensieri в Италии, Munnharpa либо Munnharpe в Норвегии, Guimbarde во Франции, Genggong в Бали, Dan Moi во Вьетнаме, Kou Xiang в Китае.
До возникновения в людской культуре металла варганы делали из кости и дерева, но они довольно хрупкие. С возникновением первых кузниц варганы стали делать из металла. Все же, в восточных культурах до сего времени встречаются древесные модификации варгана. Древесные варганы до сего времени обширно всераспространены в Киргизии, Башкирии, Стране восходящего солнца, Монголии и островах Океании.
Самое преждевременное упоминание о варгане найдено на старых римских фресках - изображение старого оркестра включает человека, который очевидно играет на варгане. В Рф варганы в особенности всераспространены в Якутии, Туве, на Алтае. Очень популярен варган на Западной Украине, в Беларуси, Молдове.
Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Эта особенность варгана обширно употребляется в шаманских практиках, как старых, так и современных.
Выделяют два типа варганов – пластинчатый и дугообразный. Пластинчатый варган представляет собой узкую, неширокую древесную либо буковую, костяную, пореже – железную пластинку. Его язычок вырезывается посреди пластинки.
Дугообразные варганы выковываются из стального прутка, в центре которого прикрепляется узкий металлической язычок с крючком на конце. При помощи варгана можно извлечь только одну нотку, но очень обширно разнообразить тембровую расцветку звука. Более выразительным в этом плане считается якутский варган.
Варган состоит из недвижного корпуса и колеблющегося язычка. Корпус имеет форму камертона с ручкой и дужками, меж которыми проходит язычок. Все совместно образует колебательный контур с системой резонаторов. Колебания создаются методом дергания язычка. Они передаются на корпус, его дужки, а через их – на верхнюю и нижнюю челюсти музыканта. Ротовая полость и легкие играют роль высоко- и низкочастотных резонаторов.
Варган был очень популярен и на Руси, при этом игрались на нем тут в большей степени дамы.
Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошедшего, а именно из-за его тесноватой связи с шаманизмом. Невзирая на это, старшие поколения смогли сохранить традиции игры на варгане и передать их своим детям и внукам.
Варган был всераспространен и в Европе. В средние века юные люди нередко использовали этот инструмент в особенных целях — к примеру, для вербования внимания очаровательных женщин. В эру романтизма варган, с его экзотичным звучанием, захватил светские салоны. Центром производства этого инструмента и игры на нем начиная со Средних веков числилась Австрия.
Сначала XIX века германский мастер И.Г. Шайблер сделал на базе нескольких хомусов новый концертный инструмент и именовал его аура. Аура состояла из железного диска с закрепленными на нем хомусами, создающими полный хроматический звукоряд. На ауре можно было играть очень сложные произведения из традиционного репертуара, но инструмент не прижился. Изобретение Фридриха Бушмана оказалось более удачным. В 1821 году этим берлинским мастером была изготовлена 1-ая губная гармоника. В ее базе стоял ряд малеханьких варганов выстроенных по высоте звучания. Чуток позднее губную гармонику пичкают мехами для подачи воздуха и получают аккордеон и баян. После распространения этих инструментов, варган в странах Европы совсем запамятывают
Cамый большой в мире музей хомузов существует в Якутске, Саха.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела