Что определяет звучание 12-струнной гитары
Что оказывает влияние на звучание гитары? А именно, на звучание 12-струнной акустической гитары?
Оказывают влияние, непременно, все составляющие гитары. Дополнительно к тому же тип установленных струн. Только воздействие их различное по значимости. Забегая вперед сходу отмечу, что тип (класс) струн очень очень оказывает влияние на звук. Не нужно это осознавать практически как «если на нехорошую 12-струнную гитару установить дорогие струны, то она зазвучит как инструмент высшего класса». Нет, чуда не произойдет. Но, непременно, при всем этом звук средней гитары приметно облагородится за счет не плохих струн.
И поэтому, до того как продавать свою гитару и затевать поиски наилучшего и, обычно, приметно более дорогого инструмента, есть определенный смысл испытать поменять струны собственной старенькой гитары на новые и заранее высококачественные. Ничего вы при всем этом не теряете по деньгам. Струны можно установить, опробовать их звучание, и если ваш старенькый инструмент так и не заиграл как вам того хотелось бы, то их можно сразу скрутить и отложить для будущей гитары. От таковой краткосрочной пробы звука высококачественные свойства струн совсем не поменяются. Вам в дальнейшем все равно придется для новейшей гитары брать солидные струны. Новые гитары в магазинах продаются, обычно, с «ознакомительными» струнами. Если же вы приобретаете б\у-ый инструмент, то на нем струны в большинстве случаев уже полуубитые от долговременной эксплуатации. В обоих случаях лучше поменять струны на новые и высококачественные.
Мне не раз приходилось созидать досаду и разочарование в очах человека, купившего для себя 2-ой инструмент за недешево и уверенного в том, что новый инструмент вправду звучит намного лучше старенького, и что средства потрачены не напрасно. Ради опыта вточности такие же струны ставили на старенькый инструмент, и время от времени оказывалось, что звучание обеих гитар приблизительно 1-го уровня. Новенькая гитара была только привлекательнее…в-основном за счет того, что она новее. Стоило ли из-за этого платить за нее столько средств?... Навряд ли. Брать инструмент за недешево уместно только если он классом выше по всем(!) показателям. Сначала по звуку, естественно.
Отвлеклись, но… Вернемся к корпусу гитары.
Если кратко, то основной вклад в звучание заносит верхняя дека гитары с пружинами. Пружины – это такие тонкие древесные дощечки, почаще трапециедальной формы, которые не заметны снаружи, - они приклеены изнутри. Их основное предназначение, – придать узкой верхней деке твердость. Без пружин дека гитары (а двенадцатиструнной тем паче!) сразу выгнется дугой под натяжением струн. Пружины звук не делают лучше, как это время от времени преподносят некие гитарные мастера, а быстрее усугубляют его. Но без пружин никак не обойтись, потому что верхняя дека из толстой заготовки и без пружин будет иметь заранее ущербный звук. То, что при помощи пружин выравнивается звучание гитары, это вправду так. Но это не гласит о том, что пружины конкретно делают лучше звук.
Некая аналогия для тех, кто знаком с радиотехникой и акустикой, это разделительные фильтры в колонках. Их основное предназначение, - верно распределить звуковой сигнал меж динамиками. Но это совершенно не значит, что фильтры конкретно делают лучше звук. Они его непосредственно поганят! Наилучший звук выходит совсем без фильтров. К огорчению, трудно воплотить схожую высококачественную акустику на одном динамике, чтобы обойтись совершенно без фильтров. Потому приходится прибегать к разделению сигнала при помощи фильтров.
Так и в случае с гитарой. Роль пружин в гитаре похожа, - без их нельзя. С их помощью выравнивается звучание гитары за счет подбора некоей компромиссной схемы их расположения, когда и звук еще не задушен, и твердость верхней деки достаточна, чтобы не выгнуться под натяжением струн.
Изготовка гитары вообщем сплошной компромисс! )))
Схем расположения пружин огромное количество. Есть традиционные, сверенные временем, есть экспериментальные, под определенный тип гитар.
Все другие составляющие корпуса гитары заносят приметно наименьший вклад в формирование звука. Не возьмусь их точно перечислить в порядке убывания значимости. Отмечу только, что вопреки уверениям профессионалов сам гриф и материал грифа практически не оказывают влияние на звук. Верхний порожек аналогично. Ну, а разные инкрустации на грифе, колковый механизм и подавно. А именно этим акустическая гитара приметно отличается от электрогитары. У последней материал грифа и сам гриф являются очень необходимыми составляющими общей цепи формирования звука.
В случае акустической гитары, будь то 6-струнка либо 12-струнная гитара, звучание по большей части определяется корпусом гитары. На первом месте стоит, как уже отметил выше, верхняя дека (сам материал деки, размещение и нрав волокон дерева, форма корпуса гитары, схема усиления жесткости верхней деки пружинами и т.д.). Следом идут все другие составляющие корпуса (боковины, нижняя дека, подставка, нижний порожек). Но их воздействие на звук приметно меньше. Имейте это в виду, если вас будут пробовать сбить с толку, расхваливая редчайшую породу дерева на боковинах корпуса продаваемой гитары, узкую вставку из дерева жестких пород на оборотной стороне корпуса, резную подставку из «особенного материала» на верхней деке.
Ну, не оказывает влияние это все так приметно на звук, как убеждают создатели!))) Больше присваивает гитаре крепкость, улучшает внешний облик, а за звук в-основном отвечает все таки верхняя дека.
Совершенно не обращать ни на что внимание не считая как на само звучание гитары, - это уже другая крайность. Наверняка, так тоже некорректно. Качество инструмента определяется не только лишь звуком, да и прочностью, надежностью, устойчивостью к влаге, к времени. Красотой, в конце концов! Сложные инкрустации на грифе, вставка в нижней деке и т.д., – все это гласит о том, что имеет место не чисто конвейерное создание, а что каждую гитару вручную доводили до разума. А это в свою очередь гласит о суровом подходе к изготовлению инструмента, о качестве. Либо хотя бы так, - косвенно гласит о качестве.
Конструкция двенадцатиструнной гитары принципно не отличается от 6-струнной. Все то же самое. Кроме грифа, который фактически всегда имеет снутри анкерный стержень, и обычно более толстой верхней деки с несколько другой схемой организации крепления пружин, потому что 12 натянутых струн представляют собой приметно огромную нагрузку для деки и грифа.
Самыми всераспространенными материалами для верхней деки 12-ти струнных гитар как и раньше остаются те же ель и кедр. Почаще ель. Ель разных видов (рядовая, германская и т.д.). Гитары с декой из ели обычно имеют более гулкий и броский звук, который нравится большинству людей. Верхняя дека из кедра присваивает звуку мягкость. Что лучше? – дело вкуса. (Кстати!... в ту либо иную сторону звонкость звучания можно нивелировать подходящим подбором струн. Не запамятовывайте об этом.).
Для боковин и нижней деки подходят клен, палисандр, красноватое дерево. Клен и красноватое дерево звучат ярче и звонче палисандра. Для грифа употребляют только твердые породы дерева (клен, красноватое дерево и др.). Время от времени в гриф и в нижнюю деку делают тонкие вставки из темного дерева, которое отличается особенной твердостью.
В литературе можно повстречать упоминания о симметричности волокон дерева, о расстоянии меж волокнами, об их воздействии на звук. Считается, что расстояние меж волокнами дерева на верхней деке в 1-2 мм является хорошим. Если пристально поглядеть на деку гитары, то можно узреть, что она склеена из 2-ух половинок. На дорогих гитарах эти половинки обычно строго повторяют друг дружку по рисунку и размещены они симметрично относительно полосы клейки. С позиции физики такое положение является лучшим для свободной вибрации деки. На практике же время от времени все обстоит с точностью до напротив.
Одно время я плотно занимался торговлей акустическими гитарами и была возможность ассоциировать однотипные инструменты (очевидно при равных критериях: тот же тип струн, та же комната для прослушивания). Далековато не одна гитара с очевидно не симметричными половинками звучала благороднее той, у которой все было изготовлено «по науке». Естественно, можно посчитать эти случаи исключением, но несколько много их набралось…исключений этих… Вот и выходит, что с гитарным звуком все еще труднее обстоит, чем хотелось бы. Вобщем, оно и логично. Если б все было так просто, то давным издавна гитары, сделанные различными мастерами либо фабриками, но по одним и этим же выкройкам и из заранее высококачественных материалов, звучали бы все примерно идиентично. Но это не так, к огорчению. Либо, может быть, как раз напротив, - к радости…
Струнодержатель. Его воздействие на звук 12-струнной гитары.
Различают два главных типа струнодержателей для 12-струнной гитары: традиционный и пробковый. Первому, как говорится, «уже 100 лет». Устроен максимально просто и позаимствован от 6-струнной гитары, - на деку наклеена дощечка (накладка), в какой 12 отверстий. В отверстия продеваются струны и держатся за счет «молоточков» на собственных концах. Но 12 струн это не 6, и разница в натяжении достаточно осязаема. В конечном итоге накладка нередко отрывается от верхней деки, в-особенности если струны 12-струнной гитары установить толстого калибра.
Практически все современные 12-струнные гитары снабжены другим видом струнодержателя, - пробковым. Мысль пробкового струнодержателя ординарна (вобщем, как и все превосходное): в базе его сквозное отверстие через накладку, верхнуюю деку и дощечку, приклеенную с внутренней стороны деки. В это отверстие продевается хвостовая часть струны и следом за этим плотно вставляется пробка. Держит струну, а как следует и сам строй гитары, замечательно. Единственное неудобство заключается в подмене старенькых струн (очень старенькых!), - пробка успевает за длительное время великодушной лени «прикипеть» к накладке. Без специального инструмента ее не вынуть. Кусачками либо плоскогубцами только изуродовав пробку и оставив царапинки и следы на самой накладке. В таких случаях лучше поставить новый набор пробок.
Как оказывают влияние эти два вида струнодержателя на звучание 12-струнной гитары?
У меня нет собственной статистики по данной теме, потому что не приходилось ассоциировать сколь-нибудь существенное кол-во двенадцатиструнных гитар 1-го и такого же производителя, но с различными струнодержателями. Могу только представить, что 1-ый вид струнодержателя все таки несколько лучше для звука. Хотя бы так как в нем нет дополнительной жесткой и не маленькой дощечки снизу, нет 12 сквозных дыр огромного поперечника в деке. Согласно физике, - чем однородней верхняя дека, чем меньше приклеено инородних предметов к ее плоскости, чем меньше суммарная площадь контакта с этими дополнительными предметами, - тем лучше условия для ее свободных колебаний.
По утверждениям неких создателей пробковые струнодержатели присваивают звуку гитары больше драйва, больше низких частот за счет собственного более жесткого "обоестороннего" контакта с верхней декой. Полностью может быть....не возьмусь оговаривать... Но при всем этом наверное что-то другое пропадает в звуке..))))
На мой взор общее создание двенадцатиструнных гитар как дешевеньких, так и дорогих, с пробочным струнодержателем все таки больше из суждений не допустить отрыва накладки от деки из-за завышенной нагрузки. Т.е. это больше принужденная мера, чем…
Но!....как отмечалось выше, основной вклад в звук заносит конкретно верхняя дека. Все другое оказывает влияние на звук в приметно наименьшей степени. И подтверждением тому отлично звучащие дорогие 12-ти струнные гитары с пробковыми струнодержателями от разных производителей.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела