Банджо - история, происхождение, факты
Банджо — струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинноватой древесной шеей с грифом, на котором натянуто от 4 до 9 жильных струн. Род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан). Томас Джефферсон упоминает о банджо в 1784 году — возможно, инструмент был завезен в Америку темными невольниками из из Западной Африки, где его предшественниками были какие-то арабские инструменты. В XIX веке банджо стал употребляться менестрелями и таким макаром просочился в ранешние джазовые коллективы в качестве ритмического инструмента. В современной Америке словом «банджо» обозначается или его теноровая разновидность с настроенными по квинтам 4-мя струнами, нижняя из которых – до малой октавы, или пятиструнный инструмент с другой настройкой. Игра на банджо осуществляется при помощи плектра.
>Банджо — родственник общеизвестной европейской мандолины, похож на неё формой. Но меж ними есть резкое отличие в звуке — банджо имеет звук более звенящий и резкий. В неких странах Африки банджо считается священным инвентарем, дотрагиваться к которому могут только высшие жрецы либо правители.
Происхождение
Африканские невольники Южной Америки дали самым ранешным банджо форму близких им африканских инструментов. Некие из ранешних инструментов были известны как «тыквенные банджо». Вероятнее всего, главный кандидат в прародители банджо — akonting, народная лютня, применяемая племенем Диола. Есть и другие инструменты, похожие на банджо (xalam, ngoni). Современное банджо получило популярность благодаря менестрелю Джоэлу Свини (Joel Sweeney) в 1830-х годах. Банджо было завезено в Британию в 1840-х группой Свини, южноамериканскими менестрелями, и очень скоро стало очень пользующимся популярностью.
Современные виды банджо
Современное банджо бывает очень различных видов, включая пяти- и шестиструнные. Шестиструнный вариант, настраеваемый как гитара, тоже стал очень пользующимся популярностью. Практически на всех видах банджо играют соответствующим тремоло либо арпеджируют правой рукою, хотя существует огромное огромное количество разных стилей игры.
Применение
Сейчас банджо обычно ассоциируется с музыкай в стилях кантри и блюграсс. Но, с исторической точки зрения, банждо занимает центральное место в африкано-американской классической музыке, также как представления менестрелей XIX века. Практически, африкано-американцы произвели сильное воздействие на преждевременное развитие музыки кантри и блюграсс — средством введения банджо, также оковём нововведённых музыкальных техник игры на банджо и на скрипке. В ближайшее время банджо стали использовать в самых различных музыкальных жанрах, включая поп-музыку и кельтский панк. Ещё более не так давно энтузиазм к банджо стали проявлять музыканты, играющие хардкор.
История банджо
Томас Джефферсон еще в 18-м столетии обрисовал схожий самодельный инструмент под заглавием bonjar, выполненный из сушеной тыквы разрезанной напополам, бараньей шкуры в роли верхней деки, струн из бараньих жил, дощечки-грифа. А многие источники упоминали, что подобные инструменты были известны на полуострове Ямайка еще в 17 веке. Многие исследователи истории американской народной музыки считают, что банджо – это негритянский народный инструмент или тайком вывезенный из Африки, или воспроизведенный по африканскому эталону в Америке. Как следует он намного старше российских (монгольского происхождения) балалаек и российских (германского происхождения) гармошек (но не гуслей, рожков и неких видов народных смычковых, практически позабытых сейчас). Вначале струн было от 5 до 9, порожков на грифе не было. Это связано с особенностями музыкального звукоряда негров. В африканской негритянской музыке нет четкого интонирования. Отличия от основного тона доходят до 1,5 тонов. И это сохранилось в американской эстраде до сего времени (джаз, блюз, соул).
Не многим известен последующий факт: североамериканские негры не очень обожали демонстрировать белоснежным жемчужины собственной культуры. Госпелз, спиричуэлз, были вытащены на белоснежную публику из негритянской среды практически против воли клещами. Банджо из негритянской среды было вытащено белоснежным минстрел-шоу (minstrel-show). Что все-таки это за явление? Представьте для себя культурную жизнь в Европе и в Америке кое-где в 1830-х годах. Европа – это оперы, симфонии, театр. Америка – ничего, не считая домашнего пения древних дедовских (британских, ирландских, шотландских) песен. А культурки охото, обычному янки гони ординарную культурку. И вот в 1840-х годах обычный провинциальный белоснежный янки получает мобильные, кочующие по всей стране музыкальные театрики с труппой в 6-12 человек, показывающие обычному человеку обычный репертуар (сценки, скетчи, танцы и т.д.). Схожее представление обычно проходило под аккомпанемент ансамбля состоящего из 1-2 скрипок, 1-2 банджо, тамбурина, костей, позднее к ним стал присоединяться аккордеон. Состав ансамбля взят у невольничьих домашних ансамблей.
Танец на менестрельной эстраде был неотделим от звука банджо. Начиная с 40-х годов и до конца «менестрельной эры» на сцене властвовали неразрывно связанные меж собой две артистичные фигуры – солист-танцор и солист-исполнитель на банджо. В определенном смысле кооперировал в собственном лице обе функции, ибо, предваряя игру и пение, также в процессе самого музицирования он притоптывал, приплясывал, раскачивался, обнажая и утрируя (к примеру, с помощью дополнительных звуков, извлекаемых из древесной подставки в цирках) сложные ритмы негритянских танцев. Типично, что менестрельная пьеса для банджо даже носила заглавие, которое связывалось с хоть каким танцем на псевдонегритянской эстраде, – «жига» (jig). Из всего обилия и пестроты инструментов евро и африканского происхождения, укоренившихся на американской земле, менестрели выбрали звуки банджо, как более гармонирующие с их господствующей системой образов. Не только лишь в роли солирующего инструмента, да и как участник грядущего менестрельного ансамбля (band) банджо сохраняло свою ведомую роль…»
Звук банджо поддерживал не только лишь ритм, а гармонию и мелодию исполняемой музыки. При этом потом мелодия стала вытесняться виртуозной инструментальной фактурой. Это добивалось от исполнителя незаурядного исполнительского мастерства. Сам инструмент пришел к 4-х либо 5-струнному варианту, на грифе появились лады.
Но темные америкосы вдруг охладели к банджо и категорически изгнали его из собственной среды, заменив гитарой. Это связано с «зазорными» традициями отображения негров в представлениях белоснежных менестрелей. Негры изображались в 2-х видах: или ленивый полудурок-бездельник с плантации в рванье, или копирующий манеры и одежку белоснежных такой модник, но тоже полудурок. Темные дамы показывались полными эротических вожделений, очень распутными…
Позднее, с 1890 года пришла эра рэгтайма, джаза, блюза. Minstrel-show ушли в прошедшее. Банджо подобрали белоснежные, чуток позднее темные духовые коллективы играющие синкопированные польки и марши, позднее – рэгтаймы. Одни барабаны не обеспечивали требуемого уровня ритмической пульсации (swing), требовался подвижный синкопирующий звучание оркестра ритмический инструмент. Белоснежные оркестры стали сходу использовать четырехструнное тенор-банджо (строй c, g, d1, a1), темные оркестры поначалу использовали гитарное банджо (строй шестиструнной гитары E, A, d, g, h, e1), позднее переучивались на тенор-банджо.
Во время первой грамзаписи джаза в 1917 году белоснежным оркестром «Original Dixieland Jazz Band» выяснилось, что все барабаны не считая малого на пластинке слышны плохо, а ритм банджо даже прекрасно. Развивался джаз, появился стиль «Чикаго», развивалась техника звукозаписи, появилась более высококачественная электромеханическая звукозапись, звучание джаз-коллективов стало мягче, ритм-секциям хватало более гармонически гибкой гитары и банджо пропало из джаза, перекочевав в переживающую реальный бум с 20-х годов прошедшего века музыку кантри. Ведь далековато не многим белоснежным хотелось слушать джаз.
Основанная на мелодиях британских, ирландских, шотландских песен и баллад кантри-музыка сформировала и собственный инструментарий: гитара, мандолина, скрипка-fiddle, резонаторная гитара, выдуманная братьями Домани, гавайская гитара, губная гармоника, банджо. Тенор-банджо получило колок на 5 ладу, 5-ю струну шириной с первую и изменило строй на (g1,c, g, h, d1). Поменялась техника игры, заместо аккордовой игры медиатором появилась арпеджированная игра так именуемыми «когтями» – Fingerpicking. И назвалося новое дитя – южноамериканское либо блюгрэсс банджо.
Тем временем Европа выяснила тенор-банджо. Величавые композиторы в главном вымерли, Европу вдруг потянуло на средневеково-ренессансные песенные корешки. Война замедлила этот процесс, но после войны в Великобритании появилась музыка skiffles.
Позже появились именитые Chieftains и Dubliners и кельтская музыка, У Дублинцев, к примеру, и тенор и южноамериканское банджо в составе. После войны некие джазовые музыканты захотели возвратиться к истокам, в Америке и в Европе появилось диксиленд-движение, возглавленное трубачем Максом Каминьским и тенор-банджо вновь зазвучало в джазе. И звучит на данный момент даже в наших диксилендах.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела