Бубен в шаманской традиции
Бубен в шаманской традиции
В Мире Шамана предмет, который мы обычно называем бубном, представляет собой не обод, на который натянут кожаный лоскуток -- но живое существо. Относительно того, как конкретно происходит работа шамана при использовании бубна представления расползаются. Часть источников упоминает музыку бубна как Клич для духов-помощников во время камлания. Другие исследователи считают, что это просто метод сделать вибрацию и опустить себя и окружающих в транс. И ,в конце концов, третьи упоминают о том ,что находясь в модифицированном состоянии сознания, шаманы лицезреют бубен в виде другого предмета. Вероятнее всего, мы имеем дело с 3-мя качествами 1-го и такого же явления, описанного с различных точек зрения.
В большинстве напевов, шаманских сказаний бубен именуют "жеребцом", " лошадью", "оленем", даже "оленьей упряжкой", время от времени -- "нартой". К слову сказать, в российском языке мы обычно используем слово "нарты" по аналогии со словом "сани"( множественное число), хотя в специальной литературе принято "нарта" --женский род единственное число. При всем этом, очевидно это не просто нарта--сани, неодушевленный предмет, но упряжка совместно с собаками. Обычно в упряжке все таки олени (точнее, оленихи), но время от времени шаман может просить посодействовать для себя и хаски. Для чего шаману упряжка? Очевидно, для путешествий-- конкретно на собственном резвом и легком бубне шаман взмывает в Верхний Мир и падает в Нижний. (Кстати, путешествия по Нижним Мирам никак не всегда вовлекают бубен в обряд). Таким макаром, бубен не просто метод, средство попасть в другие миры, да и возможность возвратиться оттуда. Потому-то древнейшие крепко связывали актуальную силу шамана с его бубном. Это была не просто сила, но способность управлять собой, камланием и , как следует, своими передвижениями повдоль Мировой Оси. Если шаман погибал, то он уходил в другой мир уже безвозвратно-- поэтому и бубен уничтожали, умерщвляли, выпуская из него духов, превращая его из магического оленя либо нарты в предмет: обечайку (обод) и кожу. Обычно бубен протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана: таким макаром дополнительно отмечалась особенная могила, которую не просто нельзя было беспокоить, да и приближаться к ней без особенного повода не следовало. Если захоронение шамана имело вид не кургана либо могильника, а ,скажем, хижины либо юрты , то бубен его вешали или у входа в качестве знака, что тут лежит конкретно шаман, или (пореже) рядом с дымовым отверстием. Обычно бубен делали неприменимым, но время от времени в сказаниях мы встречаем упоминания о том, как герой находит "выморочную ( "нехорошую", "дурную", "пустую" и т.д.) деревню" и случаем ( либо преднамеренно) беспокоит дух шамана деревни. В частности--прикасаясь к бубну, насаженому на кол у входа в его жилище-гробницу.
В течение жизни у шамана могло быть несколько бубнов. Обычно, сразу 2-ух и поболее бубнов шаман не имел, но этот обычай время от времени нарушался, в особенности когда шаман изготавливал особенный бубен для некоего определенного камлания (тогда и этот бубен уничтожался после проведения обряда) , либо же когда шаман создавал бубен совместно со своим преемником, учеником: в некий момент у шамана в руках (точнее, касаясь его рук, зная их) существовали сходу два бубна. Обычно в протяжении жизни у шамана было менее 9 бубнов (Ср. девять кошачьих жизней, девять миров в неких шаманских космологиях). Когда рвался последний бубен, означает, подходил к концу и срок жизни самого шамана, он был должен умереть. Необходимо отметить, что никто не смел покуситься на жизнь шамана в этот момент--просто шаман обычно уходил сам-- и не насильно, но совсем естественным образом.
Вот что гласит про бубен шамана В.М. Кандыба в работе "Таинственные сверхвозможности человека":
"По понятиям якутского шаманизма, бубен является жеребцом, а колотушка - кнутом для шамана. Бубен для шамана - Крылатый жеребец, на котором он ездит по трехмерному миру. Он является и советником шамана. Крылатый жеребец ведает шаману обо всем, что он лицезреет, слышит, остерегает его от бед, от напастей других шаманов и помогает в его камлании и целебной работе. Звук бубна у шамана различный. Сведущий человек по звуку бубна сходу выяснит, чем занимается шаман и какое камлание он ведет. Звуки бубна изменяются с путешествием шамана в Нижний, Серединный и Верхний миры. По звукам бубна можно сходу найти и уровень шамана. Если при путешествии шамана в Верхний мир бубен звучит, как при путешествии в Серединный либо Нижний мир, то сходу становится ясно, каковой этот шаман. Если при лечении пациента у него бубен звучит, как при вызове духов, тогда профессионализм этого шамана сходу можно опровергать.
Неплохой проф шаман начинает камлание тихо и расслабленно, с вызова галлактических сил - духов шамана. Он театрально дико не орет и не скачет, как обезумевший. Бубен, колотушка и костюмчик шамана - это отражение целого мира. В их и заключена потаенна этого древнерусского искусства, особенная волшебная сила Космоса и космологические понятия шаманизма. Они все заговорены выше и в их - потаенное учение наших протцов. Потому нельзя надевать костюмчик чужого шамана и брать в руки чужой бубен".
Бубны были довольно велики--около 50-60 см в поперечнике. Их форма не всегда была совершенно круглой: большая часть бубной имели форму овала.
Мы лицезреем, что если бубен --живое существо, то и сделан он должен быть из живого материала. Кожа для бубна--это кожа того животного, которое позже потянет ввысь упряжку шамана. Для большего отождествления части с целым на часть (кожаный лоскуток) наносился набросок целого ( животное: олень, лошадка и т.д.) совместно с изображением деяния, которое будет производиться - другими словами сходу - нарта, олени и сам шаман. Вобщем, многие бубны сибирских шаманов изготавливались из коровьей и бараньей кожи.
Потому что картинки на бубне несли гигантскую смысловую и символьную нагрузку, они были схематичными и не очень большенными. Дело в том, что кроме шамана на бубне изображалась картина мира. Посреди других обычных изображений на бубне--Духи-помощники шамана, его Рода, личный тотем. Время от времени набросок тотема намечался узкой линией на всем бубне, а позже поверх него наносилось стилизованная "карта" Укрытых Миров. Естественно, почаще в таковой композиции использовали образ Духа-Хранителя Рода, который в некий степени был и Хранителем Мира, и проявлением Величавого Духа в вещественном мире. Время от времени набросок наносился лишь на внешнюю часть бубна, иногда--и на внутреннюю тоже. С внутренней стороны бубна находилась крестообразная ручка либо просто планка, закрепленная вертикально либо даже горизонтально ( естественно, вертикальное размещение было более логичным - ср. Глобальная Ось) . Есть также бубны, где в роли ручки употребляется железное кольцо либо даже петля из кожи, обычно необработанной. Перед тем как прикрепить ручку на внутренней стороне время от времени наносили знак спирали -- по либо против часовой стрелки. 1-ый вариант служил эмблемой умения шамана путешествовать по Верхним мирам, второй--по Нижним. Если это был сильный шаман, то набросок мог состоять из 2-ух спиралей, перетекавших друг в друга (нечто схожее на лемнискату--символ бесконечности) .
При выборе дерева для обечайки шаман управлялся советами собственных Духов, дискутировал с ними, говорил о том, какой конкретно бубен он собирается сделать, что за путешествия собирается сделать. Эти беседы могли носить нрав одиночной либо даже групповой медитации. Идя на клич духов по лесу в поисках дерева для обода , шаман в конце концов находил место, где его ожидало то самое дерево, закрывал глаза и прислушивался, гласил с духом дерева. Точно так же задумчиво подбиралось животное, для того, чтоб стать поющей частью бубна. Если шаман шел охотиться на это животное, то перед охотой и после нее шаман проводил суровые очищающие ритуалы: совершал ритуальные омовения, некоторое количество дней голодовал и, очевидно, не вступал в сексапильные связи. После того как материал был найден, шаман своими руками изготавливал бубен. Весь процесс от начала и до конца протекал в модифицированном состоянии сознания, шаман фактически не замолкая, гласил с бубном. Когда все было готово, бубен посвящали камланием, когда шаман просил духов принять этот бубен в качестве его друга и предмета силы. У неких народов Духи должны были одобрить работу шамана (это были Верховные Духи, тогда и шаман опять говорил им в песне история обретения собственного друга), у других -- это был в основном праздничек обретения духами и шаманом живого бубна.
На ручку и внутреннюю часть обечайки помещались бубенчики и колокольчики, которые могли служить шаману как защитой от злых духов, так и симпатичной музыкой для духов-помощников. Фигуры, которые подвешивались меж колокольчиками, изображали самих духов -помощников--то есть они практически тоже "занимали свои места" на волшебной карте. Если шаман отчаливал в Нижний Мир (тогда и его бубен уже становился лодкой, которую несет река в королевстве мертвых) для битвы, скажем, за душу пациента, то посреди подвесок оказывались и изображения других волшебных предметов , орудия. Время от времени такие подвески крепились не только лишь к рукояти, да и к самому ободу и свисали вниз подобно ножикам.
Камлание, обычно, начиналось расслабленно и нерасторопно. Все участники и зрители занимали свои места, а шаман (либо его ассистент, ученик) разогревали бубен на огне. Огнь служил сразу для очищения и пробуждения того самого живого бубна. Фактически же, нагреваясь, кожа натягивалась туже, и звук бубна становился поглубже, вызывал более сильную вибрацию.
В Финляндии лапландские шаманы использовали во время камланий не бубны, а барабаны. "Барабан помогал шаману получить познание того, что вышло в других местах, даже очень удаленных, предвещать фуррор либо беду будущих компаний, заболевания других людей, отыскивать методы исцеления, узнавать, какая жертва угодна богам и духам". (Самюэль Рин -- христианский священнослужитель-- заметки, составленные в XVII веке). Барабан, как и бубен, делали из древесной базы, стягивали древесными же обручами и покрывали кожей. На коже изображали символические картины путешествия меж мирами. Любопытно, что если на древних из дошедших до нас барабанах изображены Верхний, Срединный и Нижний Миры в шаманской традиции, то на многих позднейших работах мы можем созидать результаты смешения шаманских и христианских верований: изображения Рая и Ада в том виде, в каком их представляли священные тексты христиан. На таких барабанах можно ясно выделить ангелов и бесов во главе с Сатаной. Время от времени на поверхность барабана помещался амулет, изображавший самого шамана либо 1-го из его духов-помощников и во время камлания, за счет ударов по барабану эта фигура передвигалась или в Верхний, или в Нижний Мир, куда, числилось, отчаливал и сам шаман.
Считается, что во время приобретения бубна либо барабана решающее значение имеет то, как глубоко его звучание. По способности, предпочтение стоит отдавать конкретно богатым, вибрирующим тонам. Полезно знать, что на холоде кожа барабана провисает, но в тепле она опять подсохнет и натянется.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела