Бас-гитара - история
Бас-гитара — струнно-щипковый музыкальный инструмент, созданный для игры в басовом спектре. Применяется в почти всех музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и пореже — сольного инструмента. Со времени собственного возникновения посреди XX века стала одним из более распространённых басовых инструментов.
Партия бас-гитары в музыкальном произведении именуется басовая партия либо басовая линия, а исполнитель, играющий на бас-гитаре — бас-гитарист либо басист.
История бас-гитары
До изобретения бас-гитары в качестве основного басового инструмента выступал контрабас — самый большой акустический инструмент из семейства скрипок[1]. Этот инструмент вместе с плюсами обладал также рядом соответствующих недочетов, затруднявших его обширное применение в ансамблях пользующейся популярностью музыки начала XX века. К недочетам контрабаса относят большие размеры, огромную массу, вертикальное напольное конструктивное выполнение, отсутствие ладовых порожков на грифе,[источник?] маленький сустейн, сравнимо маленький уровень громкости, также достаточно тяжелую запись, из-за черт динамического спектра.
Растущая в 20-х — 30-х гг XX века популярность джазовой музыки, распространение авто транспорта, увеличивающего мобильность ансамблей, также возникновение технологии электрического усиления звука породили потребность в басовом инструменте, лишенном недочетов контрабаса. В обозначенный период времени многие компании, производящие музыкальные инструменты, начали опыты по созданию такового инструмента, которые, но, не увенчались коммерческим фуррором.
Посреди изобретений тех пор заслуживают упоминания бас-мандолина Гибсон Мандо-бас (Gibson Style J Mando bass), производимая компанией «Гибсон» с 1912 по 1930 годы [2], также инструмент южноамериканского музыканта и бизнесмена Пола Тутмарка Электрический бас Аудиовокс № 736 (Audiovox #736 Electronic Bass), сделанный им в 1936 году и содержащий многие черты современной бас-гитары, к примеру, сплошной древесный корпус, горизонтальное размещение инструмента при игре и ладовые порожки.[3]
В 1951 году южноамериканский изобретатель и бизнесмен Лео Фендер, основоположник компании «Фендер», выпустил бас-гитару «Пресижн» (Fender Precision Bass), разработанную им на базе его электрогитары «Телекастер». Инструмент получил признание и стремительно захватил популярность. Идеи, заложенные в его конструкции стали фактическим эталоном для производителей бас-гитар, а выражение «бас фендер» на длительное время стало синонимом для бас-гитары вообщем. Позднее, в 1960 году, Фендер выпустил еще одну, улучшенную модель бас-гитары — «Джаз бас» (Fender Jazz Bass), популярность которой не уступает «Пресижн».[4]
Некое время компания «Фендер» доминировала на рынке бас-гитар, пока конкурирующие компании разрабатывали и выпускали свои варианты. Один из ранешних вариантов бас-гитары — выпущенная в 1955 году германской компанией Höfner полуакустическая бас-гитара 500/1 (Höfner 500/1), имеющая форму скрипки. Позже эта модель стала обширно известной благодаря тому, что её выбрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «the Beatles». В 1950-х годах свои модели бас-гитар выпустили многие производители музыкальных инструментов, включая фирму «Гибсон», выпустившую басовые версии собственных электрогитар «SG» и «Лес Пол».
С 60-х годов XX века с возникновением рок-музыки, бас-гитара становится все более всераспространенным инвентарем. Появляются новые разновидности — возникают акустическая бас-гитара и безладовая, возрастает число струн, возникают гитары со интегрированной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре — от гитары заимствуется тэппинг, Бенд, возникают также специальные басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.
Особенности
Основная область внедрения бас-гитары — современная пользующаяся популярностью и джазовая музыка, в традиционной музыке бас-гитара употребляется пореже обыкновенной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обыкновенной гитары — бас-гитара почаще употребляется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.
Стандартная настройка
Звучит бас-гитара на октаву ниже обыкновенной. Она стопроцентно симметрична (другими словами любая последующая открытая струна отстраивается на кварту ниже предшествующей), таким макаром стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой 4 басовых струн обыкновенной гитары, лишь на октаву ниже (настройка бас-гитары совпадает с настройкой контрабаса). Спектр обыкновенной четырёхструнной бас-гитары в традиционном строе составляет чуток более трёх октав — от ми контроктавы до соль первой октавы.
В отличие от других разновидностей гитар бас-гитара имеет последующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более маленький спектр звучания:
• Огромные размеры;
• Увеличенная мензура (864 мм (34") против 650 мм у традиционной гитары);
• Более толстые струны;
• Уменьшенное число струн (более всераспространены 4-струнные бас-гитары).
Исторически бас-гитара в первый раз появилась в виде электробаса и только потом был сотворен акустический вариант, в отличие от гитары, где все было напротив — поначалу появление акустической гитары, а потом преобразование её в электрогитару.
Безладовая бас-гитара
Гриф безладовой бас-гитары
Безладовые басы владеют особым звучанием, так как из-за отсутствия ладов струну приходится прижимать прямо к поверхности накладки. Струна, касаясь грифа, издает дребезжащий звук «муа», напоминая звучание контрабаса с внедрением техники пиццикато.
Безладовый бас позволяет басисту использовать такие музыкальные приемы, как глиссандо, вибрато, также игру с четверть-тональными интервалами. Некие бас-гитаристы употребляют на собственных выступлениях как ладовый так и безладовый басы в согласовании с композициями, которые они исполняют. Невзирая на то, что безладовый бас нередко употребляется в джазе и его разновидностях, на нем также играют и музыканты других направлений, к примеру, прошлый басист сейчас не имеющейся метал-группы Death Стив ДиДжорджио, басист группы «Аквариум» Александр Титов, басист групп «Воскресение» и «Машина Времени» Евгений Маргулис
1-ый безладовый бас был изготовлен в 1961 году Биллом Ваймэном, который удалил с дешевенького ладового баса лады. В первый раз безладовый бас был поставлен на создание в 1966 году, и это был Ampeg AUB-1. А Фендер начал создание безладовых басов исключительно в 1970 году. Сначала 1970-х бас-гитарист Джако Пасториус сделал свой безладовый бас, удалив ладовые порожки у Fender Jazz Bass, заполнив щели шпатлевкой из дерева и покрыв гриф эпоксидкой.
Струны с плоской обмоткой (которые употребляются для контрабасов) время от времени употребляются для безладового баса, потому что такие струны меньше портят накладку грифа. У неких бас-гитар накладка покрыта эпоксидкой, что делает накладку более долговременной, наращивает сустейн и дает более колоритное звучание. У неких безладовых басов есть линии-ориентиры, отмечающие лады, в то время как у других есть только отметки с боковой стороны грифа.
Хотя в главном басы четырёхструнные, также бывают пяти-, шести- и даже семиструнные басы. Безладовые басы с более чем семью струнами тоже есть, но обычно они делаются на заказ.
Техника игры на бас-гитаре
Большая часть гитарных приемов и методов звукоизвлечения применимы также и на бас-гитаре. Некие приемы и методы более других подходят для использования на бас-гитаре, есть также и сравнимо неподходящие для бас-гитары методы.
Играют на бас-гитаре стоя или сидя, размещение гитары при всем этом не отличается от обыденного. Басовиты, перешедшие на бас-гитару с контрабаса при игре стоя время от времени могут использовать вертикальное размещение бас-гитары, пропустив ремень меж ног. В таком размещении положение рук более припоминает таковое при игре на контрабасе.
Три метода звукоизвлечения являются основными: щипок пальцами, щипок медиатором и слэп. Эти методы различаются по тембровой расцветке, огибающим чертам звука, трудности выполнения и освоения, уровню контроля, также распространённости в том либо ином стиле либо жанре музыки. Гитарные методы звукоизвлечения, направленные на извлечение гармонических звукосочетаний, такие как бой, либо, к примеру, тамбурин, хотя и могут быть использованы на бас-гитаре, употребляются изредка либо очень изредка.
Щипок пальцами является более всераспространенным и универсальным методом звукоизвлечения, подходящим фактически для хоть какого стиля музыки. Характеризуется сравнимо мягенькой тембровой расцветкой, с доминированием низких частот, мягенькой атакой и длительным плато (сустейном) звука. Из-за необходимости приложения большего чем на обыкновенной гитаре усилия, щипок на бас-гитаре фактически всегда производится с опорой на соседнюю струну, другими словами методом «апояндо».
Щипок медиатором также является очень всераспространенным методом звукоизвлечения, более применим при выполнении рок-музыки и ее производных. Считается более обычным в освоении, в особенности для гитаристов. По сопоставлению с щипком пальцами, звук при извлечении медиатором выходит с более резкой атакой, в тембральной расцветке более ярко выражены средние и высочайшие частоты. Также звукоизвлечение медиатором позволяет легче достигнуть равномерной громкости звука, снижая необходимость в корректировки динамического спектра бас-гитары.
Слэп является специфичным бас-гитарным методом звукоизвлечения, при котором струна начинает звучать от удара о ладовые порожки. Отличается очень резкой атакой звука, с недолговременным плато, броской звенящей тембровой расцветкой с доминированием средних и больших частот, также широким динамическим спектром, который обычно приходится сузивать при помощи компрессора. Слэп получил наибольшее распространение в музыкальном стиле «фанк», где обширно применяется сложные синкопированые ритмические картинки, для подчеркивания и выделения которых как раз и применяется слэп.
Более толстые и низкозвучащие бас-гитарные струны имеют еще лучше различимые на слух натуральные и искусственные флажолеты, что позволяет использовать их еще более обширно, чем при игре на обыкновенной гитаре, прямо до того, что произведение может полностью быть основано на этом приеме игры. Традиционным примером такового произведения является «Портрет Трейси» (Portrait of Tracy) южноамериканского бас-гитариста Джако Пасториуса.
Тэппинг
Варианты опции бас-гитары
Различные стили музыки требуют различный спектр звучания, потому музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высочайшей (первой).
Другие строи:
• D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) — все струны опускаются на полтона.
• D G C F (ре-соль-до-фа) — все струны опускаются на тон.
• C# F# H E (до-фа-си-ми) — все струны опускаются на полтора тона.
• C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) — все струны опускаются на два тона.
Также есть так именуемые Dropped-строи:
• D A D G (ре-ля-ре-соль) — четвёртая струна опускается на один тон, другие настроены по образцу.
• C G C F (до-соль-до-фа) — все струны опускаются на один тон, а 4-ая на два.
В панк-музыке строй не опускают, а напротив поднимают, но не всегда.
• F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) — все струны подымаются на полтона.
• F# H E A (фа-диез-си-ми-ля) — все струны подымаются на один тон.
Строи пятиструнной бас-гитары
• B E A D G (си-ми-ля-ре-соль) — эталонный строй. На си настраивается 5-ая струна.
• E A D G C (ми-ля-ре-соль-до) — другая настройка для пятиструнной бас-гитары с добавлением менее низкой, а более высочайшей струны «до» из шестиструнного комплекта. Расширяет способности для солирования в верхнем регистре, без вреда для нижнего спектра и неудобства, вызванного необходимостью глушить огромное количество струн.
• A# D# G# C# F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) — все струны опускаются на полтона.
• A D G C F (ля-ре-соль-до-фа) — все струны опускаются на тон. Более пользующиеся популярностью группы, играющие в таком строе — Korn и Pantera.
Строй шестиструнной бас-гитары
• B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до) — эталонный строй. Направьте внимание, что добавленная 1-ая струна настраивается на до, а не на си, как 2-ая струна на акустической и электрогитаре.
Другие модификации бас-гитар
• семиструнная бас-гитара B E A D G C F (си-ми-ля-ре-соль-до-фа) — в первый раз появилась в 1987 году.
• восьмиструнная, десяти- и двенадцатиструнная бас-гитары — любая из струн обыкновенной четырёх либо пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитаре), что создаёт особенный акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а по три. Дополнительная пара настраивается при всем этом скорее всего в унисон. не считая этого были раздельно выпущены варианты, объединяющие внутри себя 4 бас-гитарных и 6 гитарных струн на одном грифе и 11-ти и 12-тиструнные бас-гитары, покрывающие спектр рояля.
• Бас-гитара пикколо — обычно, шестиструнная бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более недлинной мензуры либо за счёт более тонких струн. Есть наборы для пикколо, которые можно установить на обыденный бас. В отличие от электрогитары бас пикколо не утрачивает того мясистого звука, присущего бас-гитаре, равно как и квартового строя. Один из ярчайших образцов таковой бас-гитары можно услышать на альбоме Джона Патитуччи «One More Angel».
• не считая этого существует ещё одна разновидность бас-гитары, специально адаптированная для техники «двуручный теппинг», именуемая стик. На ней установлены вроде бы два комплекта струн, самая низкая в центре и поболее тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обеими руками сразу. Это позволяет исполнять две мелодические полосы сразу, сочитая их ритмически. По выполнению и звучанию схоже с партиями для фортепиано. Одни из самых ярчайших исполнителей на этом инструменте — Тони Левин (King Crimson), Шон Мэлоун (Cynic, Gordian Knot).
Другие варианты строя
Компанией Warwick разработана модель 4хструнной бас-гитары «Vampyre Dark Lord», которая выпускалась серийно, созданная для игры в пониженном строе F#. Модель имела увеличенную мензуру (35 дюймов), усовершенствованные активные звукосниматели MEC J/TJ, активный трёхполосный эквалайзер, дека и гриф инструмента изготовлены из особых пород дерева: дека из ованкола с топом из французского ясеня, гриф из ованкола с накладкой из венге, которые присваивают инструменту мощнейшее звучание в сверхнизком регистре. Для этой модели использовались особые струны из нержавеющей стали Warwick Black Label strings «Dark Lord» (40250DL): .085" (A), .105" (E), .135" (B), .175" (F#) (источник). C 2009-го года Warwick «Vampyre Dark Lord» серийно не выпускается. В 2004 году компанией Adler Guitars специально для басовита Jauqo III-X был разработан бас Adler Fretted Subcontra, строй которого - E, B, F#, C# субконтр октавы (от узкой струны до толстой). На нем установлены звукосниматели Bartolini.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела