Арфа - устройство, история
Арфа — струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой собственного внешнего облика она превосходит всех собственных соседей по оркестру. Ее роскошные очертания скрывают форму треугольника, железную раму декорируют резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. Сначала 19 века древную арфу усовершенствовал известный фортепьянный мастер Эрар. Он отыскал метод стремительно изменять длину струн и тем высоту звука арфы.
Виртуозные способности арфы достаточно своеобразны: на ней отлично удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо – скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-либо аккорд, флажолеты.
Происхождение
Арфа — один из древних музыкальных инструментов населения земли. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позднее звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, в первый раз натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за собственной неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эпохи арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древнейшие: древную археологи отыскали при раскопках шумерского городка Ура в Мессопотамии – она была сделана четыре с половиной тыщи годов назад, в 26 веке до нашей эпохи.
В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из часто встречающихся и возлюбленных инструментов. Нередко ей воспользовались для сопровождения пения либо игры на других инструментах. Рано появилась арфа и в средневековой Европе: тут особенным искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы – барды – пели под ее аккомпанемент свои саги.
Устройство
Арфа имеет форму треугольника, который состоит: во-1-х, из резонансного корпуса-ящика длиною примерно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, сегоднящая же — округленная с одной стороны; он обеспечен плоскою декою, выделываемою заурядно из кленового дерева, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узенькая и узкая рейка из твердого дерева, в какой пробиваются отверстия для пронизывания жильных струн; во-2-х, из высшей части (в виде огромных размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к верхушке корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-3-х, из фронтального бруса, имеющего форму колонны, предназначение которого — оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми меж грифом и резонансным корпусом.
Потому что арфа уже и в прежнее время имела значимый звуковой объем (5 октав), а помещение для струн полной хроматической палитры недостаточно, то в арфе натянуты струны только для добывания звуков диатонической палитры. На арфе без педали можно сыграть только одну палитру. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позднее это прижимание стали создавать при помощи крючочков, приводимых в движение рукой. Такие арфы оказывались очень неловкими для исполнителей; недочеты эти были в значимой степени устранены механизмом в педалях, придуманным Якобом Хохбрукером в 1720 г. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое место бруса проходили к грифу и там приводили крючочки в такое положение, что они, прочно прилегая к струнам, производили во всем объеме инструмента хроматические увеличения.
Роль арфы в оркестре
Роль арфы в оркестре не столько чувственная, сколько яркая. Арфа нередко сопровождает различным инструментам оркестра; в других случаях ей поручают эффектные соло. Их много в балетах Чайковского, Глазунова, в сочинениях Римского-Корсакова. Из западноевропейских композиторов 19 века арфой более обширно воспользовались Берлиоз, Мейербер, Вагнер и Лист. Популярная партия из 2-ух арф в «Вальсе» из «Умопомрачительной симфонии» Берлиоза положила начало тому виртуозному стилю, который стал ведущим в 3-х последних веках. Ранее, с момента собственного возникновения в симфоническом оркестре 18 столетия прямо до Берлиоза, арфа имитировала звук лютни, гитары (как у Глинки в «Арагонской охоте») либо клавесина. Арфу использовали также в тех случаях, когда необходимо было вызвать ассоциацию с античностью. Примерами могут служить «Орфей» Глюка либо «Прометей» Бетховена.
В оркестре обычно пользуются одной-двумя арфами, но в неких случаях их число возрастает. Так, в «Младе» Римского-Корсакова – три арфы, а у Вагнера в «Золоте Рейна» – 6.
Именитые арфисты
Никола Бокса
Марсель Гранжани
Вера Дулова
Марсель Турнье
Tатьяна Tауэр
Надежда Толстая
Альфонс Хассельманс
Ксюша Эрдели
Ольга Эрдели
Паписова Анастасия
Наталья О’Шей
Муниципальный знак Ирландии
Арфа была политическим эмблемой Ирландии в протяжении многих веков. Она в первый раз была применена для символического изображения Ирландии в Царском Флаге Короля Шотландии Якова VI (он же Повелитель Великобритании Яков I), и с того времени фигурировала во всех Царских Флагах Великобритании, Британии и Соединенного Царства, хотя стиль изображения с течением времени изменялся.
С 1922 года Ирландское Свободное правительство продолжало использовать арфу как муниципальный знак, запечатлённый на Большой гос печати Ирландии, на гербе, Президентском флаге и Президентской печати, также в ряде других муниципальных знаков и документов. Арфа также изображается на ирландских монетах, начиная со средневековых, и до современных ирландских монет евро.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела