Альтовый саксофон - история, происхождение
Одним из самых выдающихся открытий в области «инструментального строительства» первой половины XIX столетия - было создание нового духового инструмента - саксофона, в каком а известной мере слились соответствующие особенности медных и древесных духовых инструментов. Идея сделать новый духовой инструмент в первый раз зародилась во Франции, где прямо до 1840 года оркестры составленные из одних духовых инструментов и известные под именованием Harmonies либо «Musiques militaires», представляли собою очень неидеальное объединение. В оркестрах духовой музыки либо, как их ранее называли,- «хорах военной музыки», присутствовали два рода инструментов - медные и древесные духовые, которые в силу разных критерий не могли сделать мало-мальски сносного представления об однородности звука и его единстве с чисто-оркестровой точки зрения. Предпосылкой тому служила очень значимая разница в расцветке и звучании этих инструментов, которая в итоге и препятствовала им достигнуть нужной стройности и соразмерности в звучании.
В те отдаленные времена наука об акустике была еще очень слабо развита, что сказывалось в деле инструментального производства, и мастера почти всегда до собственных открытий доходили ощупью и тотчас полностью случаем. Таким макаром, переворот, необходимость в каком ощущалась довольно остро, оказался -возложенным на мастеров инструментальной индустрии. С развитием учения об акустике стало вероятным разрешить вопрос о новеньком инструментальном виде, который в предстоящем явился бы достойным представителем в этой области музыкального искусства.
Конкретно таким смелым новатором в данном направлении явился отпрыск известного бельгийского инструментального мастера Шарля-Жозэфа Сакса (1791-1865) - Адольф-Антуан-Жозэф Сакс. Новый инструмент, который был сотворен им наряду со многими другими, получил имя собственного творца и с того времени стал называться «саксофоном».
Адольф Сакс, обязанный своим предстоящим музыкальным развитием управлению дирижера и прекрасного кларнетиста Валентина Бэндэра (1801-1873), был сам хорошим музыкантом и виртуозом на ряде инструментов. 1-ые его усовершенствования в области древесных духовых инструментов, относящиеся к 1840 году, касались улучшения кларнета и бас-кларнета. Но, по складу собственного разума Сакс был истым мыслителем в собственной области и эта особенность его дарования, естественно, привела его к мысли сделать таковой инструмент, который бы восполнил узнаваемый и, к огорчению, очень значимый пробел в построении оркестра духовой музыки. Другими словами, Сакс поставил для себя целью выстроить новый вид инструмента, который по нраву собственного звучания и расцветке тембра, явился естественной связью меж обоими объединениями инструментов, бывшими в то время во всеобщем употреблении. Этим «мостом», связавшим древесные духовые инструменты с медными, и оказался на первых порах саксофон, который в предстоящем, но, так и не стал таким. Он, как понятно, пошел «по другому пути», не заняв в оркестрах военной музыки сначало предназначавшегося для него места. Все же, тут же интересно увидеть, что в неких полках старенькых армий воспользовались время от времени 4-мя саксофонами - сопрано,
Источник: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 402. библиотека нот для духового оркестра
альтом, тенором и баритоном, - в качестве дополнительной и достаточно обособленной оркестровой единицы.
Увлеченный большими трудностями поставленной впереди себя задачки. Сакс упрямо продолжал свои исследования, стремясь открыть те данные, которые дотоле были еще неведомыми науке о звуке, и добивался всеми вероятными средствами убрать те неясности, которые пресекали предстоящее развитие современного ему инструментального производства. Преодолевая порожденные им самим затруднения, Сакс, в конце концов, пришел к решению задачки и отыскал средство использовать характеристики параболы, о чем до него никто никогда и не помышлял.
Говоря техническим языком, саксофон проще всего найти как «железный кларнет» с трубкой широкого параболического сечения. Парабола, как понятно, появляется от рассечения конуса в хоть какой его точке параллельно его боковой .поверхности. Очертание полости этого разреза и есть парабола, в согласовании с которой трубка инструмента расширяется все медлительнее по мере приближения к ее концу. Воздух на саксофоне вдувается при посредстве кларнетного мундштука, малость переделанного в собственных соотношениях для облегчения игры. Основная трубка инструмента завершается маленьким расширением и фактически «раструба» саксофон не имеет. Очертание 2-ух самых больших разновидностей его нередко бывает прямым, хотя, обычно, все саксофоны имеют к концу несколько выгнутую форму, напоминающую широкую и очень изогнутую курительную трубку. Саксофоны делаются из особенного сплава меди, известного под именованием «томпаковой меди», а совсем не из латуни, как о том неверно пишут некие ученые. С наружной стороны саксофоны покрыты никелем, серебром либо золотом и снабжены дырочками, прикрытыми широкими клапанами. улучшенного устройства. Открытых отверстий у саксофона нет, а его «пальцовка» в известной мере сходна с «аппликатурой» гобоя и, в особенности, флейты. Это сходство стремительно привело к использованию существенно развитой и улучшенной «бемской системы», которой снабжены уже все современные саксофоны. Саксофон обладает блестящими техническими способностями и красотой звука, сближающей его сразу с виолончелью и в основном с кларнетом и английским рожком, также значимой силой, позволяющей ему биться с хоть какими инструментальными объединениями оркестра. Единственным недочетом саксофона можно признать его чрезмерную пряность, способную при известном излишестве, стать раздражающей и даже мучительной. Все же, его выразительность и искренность звучания, при большой силе и полноте звука, привела к тому, что саксофон захватил для себя крепкое место в современной музыке, нередко, вобщем, оспариваемое некими позднейшими учеными.
Семейство саксофонов, предназначавшееся сначало для духовых оркестров, по последней мере, во Франции и Бельгии, было туда введено. Напротив, проникновение саксофона в симфоническую музыку в 1-ые десятилетия его существования ограничилось только одной Францией. В первый раз, самый прекрасный и более обеспеченный представитель семейства - альтовый саксофон, зазвучал в прелестной музыке к Арлезианке Жоржа Бизэ. Малость позднее им пользовался Жюль Масснэ (1842-1912) в Иродиаде и Вэртэре, хотя конкретно в последней опере, альтовый саксофон представлялся неким дирижерам очень полным и сочным. Но, в этом случае, перед «Арией Шарлотты». альтовый саксофон звучит очаровательно и никакая подмена его не может компенсировать его умопомрачительных свойств.
Итак, построенное Адольфом Саксом семейство саксофонов отличается умопомрачительной однородностью, полнотой и ровностью звука. В 1-ые годы собственного существования, все саксофоны строились в 2-ух разновидностях, из которых одна предназначалась для роли в симфоническом оркестре, а другая - в духовом. В реальности, но, оказалось не совершенно так. Семейство саксофонов, созданное для внедрения в симфоническом оркестре, не получило никакого распространения и было очень скоро позабыто. Оно состояло из 6 представителей, на строенных в Do и Fa и расположенных поочередно на расстоянии кварты и квинты. Таким макаром, саксофоны, настроенные в одном и том же строе, звучали на расстоянии одной либо 2-ух октав друг от друга, имели общий для всех разновидностей звукоряд по письму, совсем тождественное кроме саксофона сопранино размещение клапанов и однообразный «единообразный» метод нотной записи. Седьмая разновидность очень скоро была оставлена, как очень томная и неловкая в оркестре. Вот, как смотрелось это забытое уже семейство.
Саксофон-сопранино в Fa
Саксофон-сопрано в Do Саксофон-альт в Fa
Саксофон-тенор в Do Саксофон-баритон в Fa
Саксофон-бас в Do
Напротив, 2-ая разновидность саксофонов, созданная для роли в духовом оркестре, в реальности получила всеобщее признанье и с схожим фуррором применялась как в духовом оркестре, так и в симфоническом. От первой разновидности семейства она отличается только настройкой и состоит также, из 6 представителей, из которых две последних - саксофон-сопранино и саксофон-бас оказались менее всераспространенными и, как следует, более редчайшими в оркестре. Все саксофоны этого второго семейства строятся в Ми-бемоль и Си-бемоль и так же как и саксофоны первого семейства отстоят друг от друга на расстоянии кварты и квинты.
Объем саксофона по письму на данный момент, невидимому, твердо установился в границах 2-ух с половиной октав - от си-бемоль малой до ми-бемоль третьей либо для 2-ух более всераспространенных разновидностей - саксофона-альта и сопрано - до фа третьей. Нотки для саксофона пишутся в ключе Sol с следующим транспонированием ввысь либо вниз. Для удобства чтения нот в партитуре, самые низкие разновидности саксофона стали на данный момент излагать в ключе Fa. что наименее комфортно для исполнителей, так как устройство «клапанного механизма» саксофона тождественно для всех без исключения главных представителей семейства.
Виртуозно-технические и художественные способности саксофона неохватны. Кроме всех узнаваемых технических приемов, принятых для древесных духовых инструментов, ему доступны на данный момент все виртуозные тонкости прямо до slap-tongue и glissando, не говоря уже о трелях, тремоло и скачках. Все это относится сначала к двум лучшим представителям семейства -саксофонам сопрано и альту, получившим в особенности обширное развитие и распространение в качестве инструментов solo, и к саксофону-тенору, выдвинувшемуся за ближайшее время также очень вперед. При всей собственной технической подвижности и гибкости, на альтовом саксофоне.. неудобны некие построения, расположенные
на самых низких ступенях его звукоряда. Трель си-бемоль - до-бемоль так «корява», что ее должно признать неосуществимой. Совсем .невозможна трель на увеличенную секунду - си-бемоль - до-диез Очень неудобна трель до- ре-бемоль и только вероятны, хотя и звучат из-за расположения клапанов очень безобразно, трели си-бемоль - до-бекар, си-бекар - до и си - до-диез.
Из особенных приемов игры на саксофоне, - а их сейчас уже достаточно много, - довольно помянуть только главные. Игра glissando применяется в 2-ух случаях. При использовании glissando на огромных интервалах оно исполняется только клапанами с несколько «распущенными» губками либо так именуемым «ослабленным амбушюром». Напротив, на одной нотке glissando достигается только губками.
Прием slap-tongue либо «звуковой щелчок» достигается зажиманием трости инструмента средней частью языка, отнимаемой от нее в то самое мгновенье, когда исполнитель «отправляет» струю воздуха. Столкновение струи воздуха с тростью и дает то странноватое чувство резкого щелчка либо поточнее сказать - звукового щелчка. обозначаемого в нотках условным знаком «ударения шапочкой».
Прием «хохота» существенно проще предшествующего. Он достигается обыденным придыханием на слоге «ha» либо «fa», обозначаемым в нотках на требуемых создателем местах. В нотках это записывается обычно буквенными обозначениями без каких-то дополнительных условных значков.
В отношении собственных звуковых свойств не все саксофоны схожи и равноценны. Саксофон сопранино в Ми-бемоль, как самая высочайшая разновидность семейства обладает острым, выразительным звуком, малость напоминающим звучность малого кларнета, но без характерной этому последнему некой резкости и крикливости. Его звучность очень великодушна и сдержанна, чего, к огорчению, не всегда удается достигнуть от малого кларнета.
Саксофон-сопрано в Си-бемоль звучит сочно, чуток гнусаво, периодически малость резко, но всегда с цветом скорби, болезненности и большой искренности. Не совершенно понятно потому,- почему Видор вынес ему настолько тяжкий приговор, назначив его «в оркестре духовой музыки к усилению кларнетов» и, вследствие его несколько «крикливого» звука,- к выполнению выдержанных нот либо удвоений в piano. Этому инструменту уже не раз поручались ответственные soli и ,строго говоря, благородством, выразительностью и красотой звука он немногим уступает только наилучшему представителю семейства - альтовому саксофону. Вобщем, в подвижных рисунках и в отрывках, требующих в особенности сильной и острой звучности, - он просто незаменим. В огромных оркестровых tutti сопрано-саксофон с фуррором подменяет трубу в тех границах звукоряда, которые оказываются уже вне досягаемости этой последней. В данном случае выходит полная «иллюзия» высочайшей трубы в Ре либо Ми-бемоль.
Саксофон-альт в Ми-бемоль-это гордость всего семейства. Он обладает очень выразительной, великодушной, ровненькой и сочной звучностью. Конкретно в звучании этого инструмента собрались воедино все наилучшие свойства семейства саксофонов. Альт-саксофон обладает богатейшими виртуозными способностями, а его звучание при исключительной искренности и непосредственности» сразу припоминает все наилучшее, что дает виолончель, рожок и кларнет. Не считая того, он совсем не сложно движется вверх и, в то же время, обладает потрясающими «низами». Сила звука его так
велика, что он расслабленно вступает в единоборство с хоть какими инструментами оркестра и их объединениями. Присутствие альтового саксофона в гармонии, в особенности в качестве среднего либо низкого голоса, присваивает общему звучанию полноту и напряженность. Словом, альт-саксофон -инструмент, способный при всех критериях придать оркестру бесспорную возбужденность, настолько ценную в других случаях. «В духовом оркестре,- гласит Габриэль Парэс (1860-1934), создатель книжки по военной оркестровке, - в особенности резвые и быстрые картинки, трели, палитры и arpeggio поручаются конкретно альтовому саксофону».
Теноровый саксофон в Си-бемоль, скорее всего вследствие собственного не очень успешного объема, - он звучит октавой ниже сопрано-саксофона и обхватывает две средние октавы - малую и первую,- в раннюю пору собственной деятельности не достигнул тех фурроров, какие выпали на долю 2-ух его ближайших предшественников. Все же, его звучность отличается бесспорной красотой, никак не уступающей красотам альтового саксофона, и в руках опытнейшего исполнителя он звучит даже полнее и сочнее альта. Он незаменим в гармонии, он полностью удачно аккомпанирует хоть какого солиста, он даже сам способен вести замудренные узоры,- ему позволяют делать это его технические способности, но в развитом, прекрасном Solo он оказывается так убедительным и выразительным, что в самые последние годы упрямо начинает оттеснять на второстепенные места не так еще издавна главенствовавший альт-саксофон; Его сочная и очень симпатичная звучность обладает теми. .свойствами, какими должно располагать хоть какое Solo, требующее сначала известной напряженности и даже горячности. Конкретно благодаря таким удачным качествам теноровый саксофон снискал для себя огромное размещение современных музыкантов, которые упрямо пользуются им в симфоническом оркестре, справедливо полагая его более ценным голосом семейства.
В конце концов, баритоновый саксофон в Ми-бемоль оказался в худшем положении из-за собственных размеров и неудобств, сопряженных с использованием им. В духовой музыке он исполняет обязанности бас-кларнета и фагота, а в симфоническом - он не отыскал внедрения. Его свойства в основном сходны с теноровым саксофоном, чем с какой-нибудь другой разновидностью семейства, а в гармонии он может быть противопоставлен медным духовым инструментам.
Что все-таки касается самых глубочайших разновидностей саксофона, то они не получили никакого распространения ни в симфоническом оркестре, ни, тем паче, в духовом. Их удобнее подменять более легким и обычным контрафаготом либо там, где это принято,- контрабасовым сарюзофоном.
На заре собственного вступления в оркестр, на саксофоне играл обычно бас-кларнетист. Сейчас в оркестре играет уже опытнейший саксофонист, пользующийся обычно 2-мя более всераспространенными разновидностями - саксофоном-сопрано и альтом. Вот поэтому создатель может не прибегать к услугам 2-ух исполнителей, так как хоть какой саксофонист всегда располагает обеими только-только поименованными разновидностями, подобно тому, как другой раз к тому же на данный момент один из флейтистов имеет при для себя малую флейту, а гобоист - британский рожок.
Смена инструмента может осуществляться практически одномоментно, если игра на сопрано-саксофоне предшествует вступлению альта. Присутствие 2-ух либо нескольких исполнителей нужно только тогда, когда требуется роль 2-ух однородных инструментов либо, напротив, - разных, предусматривающих на каждую партию
отдельного музыканта. Способности в этом направлении могут быть самыми различными и поэтому предрешать их наперед нет никакой необходимости.
Тут полезно только напомнить, что роль 2-ух саксофонов, сосредоточенных в руках 1-го и такого же исполнителя, - вещь очень обычная, когда перемена инструментов происходит по окончании какой-либо полностью законченной части.
Несколько труднее обстоит дело, когда приходится поменять инструменты в протяжении одной и той же части произведения.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела