Бассетгорн - история появления и развития инструмента

Ба́ссетгорн (нем. Bassethorn; фр. cor de basset; итал. corno di bassetto) ― древесный духовой музыкальный инструмент, разновидность кларнета.
История появления и развития инструмента
Возникновение бассетгорна относится ко 2-ой половине XVIII века. Самый ранешний из сохранившихся экземпляров, работы мастеров из Пассау Антона и Михаэля Майрхоферов, датирован примерно 1760 годом. В 1782 году инструмент был усовершенствован мастером Теодором Лотцем.
Новый инструмент стал очень популярен посреди музыкантов. Обычно они объединялись в ансамбли из 2-ух либо трёх бассетгорнов, исполнявшие переложения фаворитных арий из опер. В среде масонов мрачный тембр его низких звуков, напоминающий звучание органа, был нужен во время масонских месс[1].
Вольфганг Амадей Моцарт использовал бассетгорн в Серенаде B-dur K361, «Масонской траурной музыке» K477, операх «Похищение из сераля» и «Милосердие Тита», Реквиеме. Несколько сочинений Моцарта с ролью бассетгорна остались неоконченными. Для бассетгорна in G вначале предназначался его Концерт для кларнета с оркестром, написанный для Антона Штадлера (виртуозно владевшего бассетгорном) и сейчас, обычно, исполняющийся на обыкновенном кларнете на тон выше уникальной тональности. Сам Штадлер написал 18 терцетов для трёх бассетгорнов. Сольные сочинения для бассетгорна написали К. Стамиц, И. Бакофен, Г. А. Шнайдер, А. Ролла, Г. Друшецкий, Й. Кюффнер и другие композиторы.
Пережив бум популярности в конце XVIII ― начале XIX века, бассетгорн в следующие несколько десятилетий фактически исчезает из музыкальной практики. В первой четверти XIX века он возникает только в единичных сочинениях (Бетховен ― балет «Творения Прометея»; Мендельсон ― две концертные пьесы для кларнета и бассетгорна c фортепиано; Данци ― Соната для бассетгорна и фортепиано), а потом прямо до начала XX века не употребляется совсем (кроме единственного варианта в 1879, когда А. Дворжак написал для него партию в Чешской сюите для оркестра).
Рихард Штраус первым из композиторов XX века использовал бассетгорн в собственных операх («Электра», «Кавалер розы» и др.) и неких других сочинениях. С сих пор энтузиазм к бассетгорну начал возрождаться, но он всё же остался несколько в тени других представителей семейства кларнетов. В текущее время бассетгорн употребляется в кларнетных ансамблях, также время от времени как оркестровый инструмент. Интенсивно использовал бассетгорн в собственных сочинениях Карлхайнц Штокхаузен. В практике неких исполнителей встречается сольное выполнение на бассетгорне.
Строение бассетгорна
Бассетгорн имеет приблизительно такое же устройство, что и обыденный кларнет, но бо́льшую длину, из-за чего звучит ниже. Поперечник его трубки, обычно, несколько обширнее, чем у обыденного кларнета, из-за чего обыденный кларнетный мундштук не подходит для него и употребляется мундштук альтового кларнета. Для компактности трубка современного бассетгорна немного изогнута у мундштука и у раструба. Инструменты, построенные в XVIII―XIX веках, имели более сложную форму с несколькими извивами и особенной камерой, где воздушный канал пару раз менял направление, переходя в расширяющийся железный раструб[3].
Инструмент снабжён несколькими дополнительными клапанами, расширяющими его спектр вниз по сопоставлению с кларнетом до нотки до малой октавы (по написанию в скрипичном ключе). Эти клапаны управляются огромным пальцем правой руки (приемлимо для германских моделей) либо мизинцами (на французских инструментах).
Бассетгорн ― транспонирующий инструмент. Обычно он применяется in F (в строе фа), другими словами звучит на чистую квинту ниже написанных нот. Нередко нотки для такового инструмента записывают наподобие нот для валторны — в басовом ключе на кварту выше написанных нот, в скрипичном — на квинту ниже. Бассетгорны в других строях (G, D, Es, A, B) использовались эпизодически в XVIII веке, но в обширное употребление не вошли. Тембр бассетгорна похож на тембр кларнета, но чуток более матовый и мягенький.
Спектр современного бассетгорна in F ― от фа большой октавы до си-бемоль 2-ой и выше (может быть извлечь звуки до фа третьей, но они не всегда устойчивы по интонации)
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела