Достойные внимания факты
Альт - струнный смычковый музыкальный инструмент чуток больше скрипки. (Энциклопедический словарь, 1995 г.)
Есть таковой смешной рассказ. Идет по пустыне дирижер и вдруг лицезреет: в песках стоит альтист и божественно играет. Дирижер ужаснулся. А позже задумывается: "Ну нет, такового быть не может. Слава Богу, это просто мираж".
Еще каких-либо 30 годов назад альтист для хоть какого скрипача был кое-чем вроде недочеловека. Приблизительно так глядит обладатель роскошной иномарки на водителя "Запорожца". Альтистов, что именуется по убеждению, можно было перечесть по пальцам. В главном, на альте игрались те музыканты, которые не дотягивали до скрипача, проще говоря, были наименее способными либо более ленивыми. Так как сольных произведений для альта композиторы фактически не писали, занятия на этом незаслуженно обиженном Богом инструменте отымали у учеников еще меньше времени, чем занятия на скрипке.
К счастью для музыки и благодаря Юрию Башмету, альт, в конце концов, занял достойное место в ряду иных музыкальных инструментов. На данный момент забвение, в каком длительное время пребывал этот прекрасный по тембру (звучанию) инструмент, кажется само мало странноватым - его технические способности не уступают "задравшей нос" скрипке, сам Башмет считает, что кое в чем и превосходят: "Он (альт) никогда не разрезает ухо, как время от времени скрипка".
Может быть, благодаря своим львовским корням Юрий Башмет охотно воспринимает приглашения украинских антрепренеров, невзирая на очень насыщенный график (расписанный до 2003 года). В этот приезд в Киев наилучший альтист мира отдал два концерта с камерным оркестром "Солисты Москвы", выступив в качестве дирижера и, естественно, солиста. Программка концерта в Государственной опере состояла из произведений Моцарта и Чайковского. Вес происходящему, не считая самих музыкантов и высокого уровня выполнения, присваивали бессчетные "братья" посреди публики. Они щедро одаривали маэстро рукоплесканиями после каждой части произведения. Видимо, привыкший ко всему Башмет отнесся к этому нарушению музыкальной этики терпимо и с осознанием.
Детские годы Башмет провел во Львове. Будущий величавый альтист носил длинноватые патлы, обожал до самозабвения "Битлз" (родился Юра в 1953 году), матом бранился, как никто, гонял на велике, сидя задом наперед, а после просмотра кинофильма "Прекрасная семерка" накупил перочинных ножей и кидал их во все деревья без разбора, как ковбои в кинофильме. За эти и другие шалости в комсомол пионера Башмета приняли в классе последним.
Альт - инструмент чуток больше скрипки и звучащий еще ниже, чем скрипка. Альтистов всегда считали неудавшимися скрипачами. Ранее альт числился второстепенным инвентарем. Мать дала Юру в музыкальную школу в 8 лет и с огромным трудом - обычно считается, что в таком возрасте обучаться игре на скрипке уже поздно, начинают с 6. Потом конкретно благодаря Башмету альт стали считать самодостаточным инвентарем и даже писать произведения специально для него.
После пары лет учебы Юре пришлось выбирать меж альтом и скрипкой, и Башмет избрал альт. Правда, не из-за большой любви к альту. А из-за большой любви к... гитаре.
Дело в том, что в то время Юре не давала покоя слава "Битлов", и он организовал свою рок-группу, с которой выступал на школьных вечеринках. Предки уговорили Юру не кидать музыкальную школу, и так как альтом заниматься необходимо было еще меньше, чем скрипкой, Юра избрал альт. Чтоб больше времени оставалось на гитару.
В 10-м классе Башмет "попортил" детский музыкальный республиканский конкурс. Приехал конкурировать с альтистами, а одолел посреди... скрипачей. Невиданное дело! И жюри, чтоб не опорочиться, не присудило премию никому. Вручили всем подарки и дипломы. А фокус заключался в том, что на этом конкурсе Башмет был единственным альтистом, и соревноваться он мог только со скрипачами. И Юра без усилий их всех переиграл. После чего варианта Башмет никогда больше не изменял альту.
Башмет утверждает, что его альт - живой. Дело в том, что время от времени для стройности программки Башмет играет и на скрипке. И на концерты ездит с двойным футляром, в каком скрипка и альт лежат валетом, совместно. Итак вот - отыграл, допустим, Башмет на скрипке, кладет ее в футляр, потом достает альт - а альт не звучит!.. Башмет уверен, что альт его просто ревнует к скрипке.
Альт - струнный смычковый инструмент скрипичного семейства. По размерам несколько превосходит скрипку. Ранешние эталоны этого инструмента относятся к XVI веку. В поисках лучшей конструкции альта огромную роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. 4 струны инструмента настроены по квинтам (на квинту ниже, чем у скрипки): до-соль-ре-ля.По сопоставлению со скрипкой альт - инструмент наименее подвижный. Тембр его - глуховатый, мерклый, но мягенький и выразительный. Партия альта записывается в альтовом ключе. Альт издавна употреблялся в струнном квартете и симфоническом оркестре для наполнения средних, мелодически «нейтральных» голосов в общей звуковой гармонии. Энтузиазм к самобытным выразительным способностям альта как сольного инструмента появился посреди XIX века, в период расцвета романтизма. Броским примером может служить симфония Г. Берлиоза «Гарольд в Италии», где альту поручена развернутая сольная партия .Следует учитывать, что альтом именуют также медный духовой инструмент альтгорн, используемый в духовых оркестрах и ансамблях .Не считая этих 2-х инструментов, термин «альт» давно применяется по отношению к вокальным голосам. Альт - маленький дамский глас (по другому именуется контральто), также маленький детский глас. В хорах и певческих ансамблях «альтами» называют партии низких дамских голосов.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела