Африканский рог - исторические факты
Музыка негроидных народностей Африки не знает на теоретическом уровне осознанных систем звукорядов кроме обычных методов опции музыкальных инструментов. Эти звукоряды еще не довольно исследованы, древние из их всходят к пентатонике. Пентатонный спектр типичен и для песенных ладов певческой музыки многих народностей западной и центральной Африки. Более всераспространенные лады состоят из нескольких устойчивых опорных звуков с интервалами кварты, квинты и октавы. Проходящие мелодические звуки фиксированы не всегда стабильно, их интервалике свойственны наименее чем полутоновые, нередко четвертитоновые отличия. Проходящие нотки могут размещаться в хроматической, а время от времени и в диатонической последовательности. Обширно всераспространены также гекса- и гептатонические звукоряды, в каких активную роль играет скользящий интервал т.н. «нейтральной терции», (лежащей вроде бы меж большой и малой терцией), применяемый в качестве мелодического.
Одной из самых обычных особенностей выразительных средств музыки негроидных народов является динамика тембровой расцветки звука. Для манеры пения свойственна сила и напряженность звучания, хрипловато-гортанный тембр и склонность к использованию последних областей певческой тесситуры. Эта особенность более видна в смешанном хоровом пении, где густые, массивные басы противостоят пронзительно резким высочайшим регистрам, при игре на духовых инструментах: -охотничьих рогах, тростниковых флейтах, окаринах и больших трубах из слоновых бивней и древесных стволов - повсевременно имитируются интонации и тембр людского голоса. Художественное своеобразие африканской музыке присваивает звучание ударных инструментов, занимающих центральное и более почтенное место в любом ансамбле. В музыкальной практике негроидных народов насчитывается несколько 10-ов главных типов барабанов и многие сотки их разновидностей. Размеры их простираются от маленьких погремушек до циклопических вертикальных барабанов более 2-ух метров высотой. Более всераспространены средние барабаны с одной мембраной, известные в Европе под общим заглавием «там-тамов». На их играют стоя либо сидя, зажимая корпус барабана меж колен.
Все барабаны кропотливо настраивается на определенный тон, высота которого может изменяться зависимо от места удара и степени сдавливания корпуса. Звучание ударных имеет не только лишь темброво-ритмическое, да и тембро-мелодическое значение. Ансамбль из нескольких барабанов с различной настройкой звучит мелодически в полном смысле этого слова. Следом за барабанами идут различные ксилофоны и маримбы (разновидность ксилофона с резонаторами из высушенных тыкв под каждой пластинкой), гонги, колокольчики, трещотки и огромное количество простых ударных в виде кусков сухого дерева, больших раковин: и покрытой зазубринами пальмовое корм, по которой скребут заостренной палочкой. Ударное звучание и взрывные интонации присущи в той либо степени всем видам инструментального и певческого выполнения.
Струнные инструменты негроидных народностей Африки всераспространены практически также обширно, как и ударные. Большая часть из их являются развитием и видоизменением лука с несколькими тетивами-струнами (тип примитивной арфы) либо содержат несколько луков различного размера, закрепленных на общем основании - деке. Есть также лютневые инструменты разных типов. Сложнейшие из их «кора» - имеет 21 струну. Более совершенный из струнных - «мвет», разновидность лука (время от времени прямой отрезок букового ствола) с восемью струнами, разбитыми посреди на две группы для правой и левой руки и снабженными 3-мя резонаторами для более полного и длительного звучания. Очень популярен и типичный щипковый инструмент «мбира» (именуемые также «санца», «кабир») - набор древесных либо железных пластинок, закрепленных на маленький доске и располагаемых для большей звучности поблизости резонирующей полости высушенной тыквы либо огромного кувшина.
В ближайшее время музыкальный инструментарий африканцев расширяется за счет европейских инструментов, все почаще применяемых народными исполнителями. Шестиструнная гитара, аккордеон, железные трубы и саксофоны, доступные ранее только музыкантам огромных городов, равномерно завоевывают права гражданства в современном фольклоре, часто соседствуя рядом с более классическими инструментами. Смычковые струнные не получают приметного распространения, разумеется в силу трудности острой ритмической акцентировки на схожих инструментах. До завоевания независимости в большинстве государств центральной, южной и западной Африки даже самые профессиональные музыканты не могли получить законченной специализации и фактически никак не выделялись из массы народа. В деревнях музыкант был рядовым членом общины, который трудился в поле вровень со своими односельчанами. В неких случаях он принадлежал к группе ремесленников и воспользовался таким же почтением, как качественный кузнец, гончар либо брадобрей. Усложнение публичное жизни, предстоящее разделение труда и изменение требование, предъявляемых к искусству, приводило к выделению профессиональных музыкантов из среды сельского и в особенности городского населения. Расширение общественного и трудового опыта артиста тянуло за собой далековато идущие преобразования в самой природе музыкально-художественного творчества африканцев. Оно приводило к ослаблению, вырождению, а тотчас и полному исчезновению волшебных, культовых и религиозных моментов в их музыкальном искусстве. Рост публичного самосознания, усиление реалистического дела к реальности принуждало находить новых форм музыкального выражения. Современное развитие музыкальной культуры негроидных народов Африки идет к освоению наилучших достижений мирового искусства и невиданному расцвету государственного художественного творчества, где старенькые традиции будут служить крепкой базой для нового.
После завоевания независимости в почти всех странах появились 1-ые проф кадры композиторов, часть которых получила образование в европейских институтах, Посреди их выделяются Жорж Кабаселе (Конго), Кейта Фодеба (Гвинея) и др. Многие музыкальные деятели современной Африки являются также большими фигурами в общественно-политической и гос деятельности собственных государств. Композиторы делают лирические и массовые песни, музыкально-драматические сюиты, посвященные истории собственного народа, борьбе за освобождение, подвигам народных героев. Большая часть таких произведений строятся на фольклорном материале. В то же время многие пользующиеся популярностью песни становятся подлинно народными. Популяризации африканского искусства за пределами Африки содействовали гастроли солистов и художественных ансамблей Мали, Ганы, Гвинеи и других государств, документальные киноленты о музыке и танцах разных народностей материка, выпуск аудиопродукции с записью африканской музыки и музыкальные радиопередачи. В то же время музыкальное искусство народов колониальных и зависимых государств как и раньше не получает способностей для развития, а музыкальное образование, улучшение мастерства и концертная деятельность остаются труднодоступными для представителей африканского населения.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Категории:
Прочие статьи, обзоры и описания из данного раздела